СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ УСЛУГ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ УСЛУГ СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ

Борисова Ю.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сферу услуг формируют предприятия и их подразделения, для которых оказание услуг является основным или побочным видом деятельности. Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Именно ценообразование, как инструмент маркетинга, является единственным инструментом получения прибыли, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие и благосостояние сервисных компаний. В сложившейся на сегодняшний момент ситуации, вызванной дефицитом финансирования пригородного пассажирского комплекса в целом, необходимо искать решения, связанные с минимизацией расходов, корректным отнесением затрат на оказываемые услуги, повышения общего уровня доходности и эффективности пригородных перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. Одним из таких направлений является совершенствование подходов для экономически-обоснованного расчета ставок за услуги, предъявляемые пригородным компаниям.

В современных условиях роль ОАО «РЖД» сводится к предоставлению материальной базы перевозчикам пассажиров. В действующей системе организации пассажирских перевозок оказание услуг пригородным компаниям (ППК) реализуется моторвагонными депо.

Доходные поступления формируются от оказания услуг, предоставляемых ППК по составляющим: аренда подвижного состава: в т.ч оказание услуг по ремонту (капитальному, текущему и техническому обслуживанию); а также управление и эксплуатация подвижного состава – предоставление локомотивных бригад для обслуживания поездов.

Ставки за выполненные услуги устанавливаются Департаментом экономики ОАО «РЖД» и согласовываются с пригородными компаниями. Методика расчета ставок была утверждена в 2010 году и использовалась без изменений до 2014 года, что позволяло определять уровень затрат, предъявляемых к оплате пригородным компаниям со стороны ОАО «РЖД».[2]

Анализ рентабельности оказываемых услуг мотор-вагонными депо за время действия методики показал, что складывающийся отрицательный результат от оказания услуг обусловлен, прежде всего, недостатками применяемого нормативного документа, на основании которого были рассчитаны ставки на услуги.

Анализ применения данной методики выявил достаточно проблемных моментов, связанных с базой для формирования ставок, применяемыми подходами утверждения и индексации, а также структурой затрат, учитываемых при расчете. Все это повлияло на финансовый результат деятельности депо.

Последние годы активно велась работа по совершенствованию методических подходов к расчетам ставок, которая предусматривала бы ежегодный расчет и пересмотр ставок, учитывая при этом прогнозируемые изменения объемов работ, ввод и выбытие основных средств, величину цен на услуги сторонних организаций, а также учитывала бы дифференциацию по сериям локомотивов. Кроме того, за прошедший период из структуры ОАО «РЖД» были выделены предприятия по сервисному обслуживанию локомотивов, в связи с чем, необходимо было введение ставки по сервисному обслуживанию подвижного состава с дифференциацией по сериям.

Основные положения предлагаемой методики были реализованы при введении в действие новых методических рекомендаций для определения ставок на выполнение капитального ремонта (с 2015г.) [3] и выполнение текущего ремонта и сервисного обслуживания (в 2016 г.).[4] В результате ставки по капитальному ремонту в 2015 году увеличились от 3 до 4,5 раз (остальные ставки были проиндексированы на 14%), что позволило получить положительный финансовый результат от данного вида услуг. Рентабельность предприятия по ПВД в 2015 году вышла на уровень 14,9 %, что более чем в 3 раза превысило показатель 2014года, при этом если рассматривать структуру выполняемых услуг, то этому способствовали в основном: выполнение капитального ремонта и текущего ремонта.

Следует отметить, что основным ценообразующим фактором ставки аренды в новой методике является прогноз полной транспортной работы потребного парка подвижного состава в прогнозном периоде.[4] Поскольку некоторые виды ремонта в существующей структуре выполняются внешними контрагентами, а ОАО «РЖД» обеспечивает, в основном, выполнение вспомогательных (технологически необходимых) процессов, в состав элемента ставки аренды подлежат включению помимо затрат, определяющих стоимость услуг контрагентов, затраты на вспомогательные локальные процессы. Расходы, связанные с осуществлением основных процессов, опосредованы условным количеством ремонтных событий, определенных с использованием модели ремонтного цикла в отношении потребного парка, приписанного к депо полигона соответствующей железной дороги.

Применение новых подходов к формированию ставок на услуги позволяет повысить их экономическую обоснованность, а значит и их рентабельность. Однако дальнейшее развитие данного подхода, по нашему мнению, должно предусматривать дифференциацию по сериям подвижного состава для всех видов услуг, а также возможную дифференциацию ставки по управлению и обслуживанию подвижного состава в части расходов на оплату труда локомотивных бригад в разрезе депо (участков, направлений).

Список используемой литературы:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте».

  2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.10.2010 г. №2174р «Об утверждении Методики определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям».

  3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2014 г. № 3187р «Об утверждении Методики расчета элемента «капитальный ремонт» ставки аренды для подвижного состава «Электропоезд»».

  4. Приказ ФАС России от 24.12.2015 № 1302/15 «Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении».

  5. Макеева Е.З., Махарадзе В.В. Современные инструменты повышения устойчивости и эффективности деятельности холдинговых компаний. // Экономика железных дорог. – М., 2015 г., № 4, с. 69-77.

Просмотров работы: 576