ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭКСПРЕСС – ПРИГОРОД» И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭКСПРЕСС – ПРИГОРОД» И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Гончарова Д.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Экспресс-пригород» - первая пригородная пассажирская компания, была создана 19 мая 1998 года, и ее образование было экспериментом сетевого масштаба. В состав учредителей общества на момент создания кроме ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» вошли ГУП «Фонд имущества Новосибирской области», Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, а также ЗАО «РАТМ». На сегодняшний день перевозки, осуществляемые «Экспресс-пригородом», осуществляются в пределах Западно-Сибирской железной дороги.

ОАО «Экспресс-пригород» является дочерним обществом ОАО «Российские железные дороги» [3,с 99]. Акционерами компании являются: ОАО "Российские железные дороги" (51%), Новосибирская область (46,2%) и город Новосибирск (2,8%) (рис. 1) [5]. С помощью акционеров удалось реализовать часть задуманных идей и проектов, которые были направлены на улучшение качества подвижного состава, на создание новых посадочных платформ, построить пригородный вокзал в Новосибирске.

Рисунок 1 – Доли акционеров в компании «Экспресс- Пригород»

ОАО «Экспресс-пригород» это крупнейший за Уралом пригородный перевозчик и третья по объему пригородных перевозок пассажирская компания на сети железных дорог России после Центральной и Северо-Западной ППК [4]. В год Компания перевозит более 20 млн. пассажиров. Пригородный вокзал ежедневно принимает около 60 тыс. пассажиров. Максимальные размеры движения 72 пары (34 состава). Штат работников - более 900 человек. Все 18 лет своего существования Компания решает вопросы по улучшению качества и культуры обслуживания пассажиров. Главная задача компании ОАО «Экспресс-пригород» улучшение транспортного обслуживания жителей Новосибирской области, гарантия безопасных и комфортных перевозок пассажиров в пригородном сообщении [3,с 99].

Достижения безубыточности, обеспечение раздельного учета реальных затрат и доходов и взаимодействие с органами исполнительной власти Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения – именно эти факторы стали целью создания компании.

В целом, компания ОАО «Экспресс - пригород» на сегодняшний день является одной из самых успешных организаций. За последние десять лет компания увеличила свои доходные поступления более, чем в десять раз (с 72,2 млн. р. до 855,3 млн. р.) [1,с 84].

Ключевыми приоритетами развития на 2015 и 2016 года являются:

  • клиентоориентированность - это возможность предприятия

формировать дополнительный поток клиентов и прибыль, учитывать основные требования клиентов;

  • повышение эффективности;

  • управление инновациями;

  • развитие высокопрофессиональной команды, целью которой является увеличение производительности, повышения класса сервиса клиентов, быстрая адаптация к обстановке в компании и к новым технологиям и инновациям.

Перед пригородным комплексом стоит главная задача на 2015-2016 года – обеспечить качественные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения при взаимодействии всех лиц, участвующих в этом процессе: ОАО «РЖД», как владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и субъекта РФ, как заказчика перевозок на территории Новосибирской области.

Пригородные железнодорожные перевозки играют значительную роль в экономике страны, выполняя такие функции, как:

  • обеспечивают свободу передвижения граждан;

  • способствуют развитию рынка труда;

  • развивают зоны экономической эффективности;

  • способствуют активной застройке отдаленных районов.

Осуществляя свою деятельность, пригородная компания основывается на принципе качества оказываемых услуг: ведь пассажиру не важно, кто его перевозит, важно, как.

На современном этапе одной из важнейших задач, стоящих перед компанией, является сохранение конкурентных позиций. Рынок пассажирских перевозок в Новосибирской области достаточно развит и представлен следующими видами пассажирского транспорта: автобусный в том числе маршрутные такси; метрополитен; пригородный железнодорожный; троллейбусный; трамвайный транспорт.

На рынке внутригородских перевозок пригородный железнодорожный транспорт занимает незначительный удельный вес - около 4 % (рис. 2) и занимает четвертую позицию. Однако, на сети пригородных маршрутов пригородный комплекс эффективно конкурирует с автотранспортом.

Рисунок 2 – Структура перевозок по видам транспорта в Новосибирской области с включением внутригородских перевозок, проц.

Если рассматривать только сегмент пригородных перевозок (рисунок 3), то преимуществом обладает пригородный железнодорожный транспорт по отношению к автобусному.

Рисунок 3 – Структура пассажирских пригородных перевозок по видам транспорта в Новосибирской области, проц.

Основными конкурентными преимуществами пригородного железнодорожного транспорта являются:

  1. Стоимость проезда.

  2. Стабильность и скорость перевозок.

  3. Возможность предоставления льгот.

Существует ряд маршрутов, у которых нет другого варианта как использования пригородного транспорта, это такие направления как Барабинск и Барышево.

ОАО «Экспресс-пригород» является единственным перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на территории Новосибирской области. Таким образом, компания не испытывает конкурентной борьбы с железнодорожным транспортом в пределах пригородного сообщения. Компания конкурирует с автомобильным транспортом (автобусами) в зоне пригородного сообщения.

Конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом идет по всем направлениям. Для примера в работе будет рассмотрено «Южное» направление.

Южное направление – более загружено по среднесуточному пассажиропотоку. Среднесуточный поток пассажиров в будний день составляет 22460 человек летом и 20800 человек зимой, среднесуточное отправление в выходные дни составляет 18800 человек летом и 14400человек зимой. Основной целью поездки людей в зимнее время является учеба и работа, а в летнее время, востребован пригородной транспорт у дачников и людей, которые едут на Обское водохранилище. Характеризуя данное направление можно отметить высокую плотность населения в данных районах; наличие крупных строительных объектов (новые жилмассивы), появление в перспективе дополнительного населения.

В таблице 1 представлены основные показатели конкурирующих видов транспорта на данном направлении.

Таблица 1 – Сравнительные показатели по направлению «Южное» Новосибирской области

Участок

Тариф

Время в пути, мин. (в среднем)

Интервал в движении, мин. (в среднем)

Ж.д.

Авт.

Измен.(+/-)

Ж.д.

Авт.

Измен.(+/-)

Ж.д.

Авт.

Измен.(+/-)

Новосибирск - Главный

Сеятель

48

17/49

-31/1

47

40

7

90

25

-65

Речной вокзал

Сеятель

32

17/40

-15/8

33

33

0

30

15

-15

Новосибирск - Главный

Бердск

54

65

9

65

50

-15

90

60

-40

Речной вокзал

Бердск

48

34/50

-14/2

47

50

3

30

15

-15

Речной вокзал

Искитим

58

57/90

-1/32

68

85

17

38

60

22

Отсутствие возможности реконструкции автомобильных дорог и строительства дополнительных полос на данном направлении (улица Большевистская), говорит о перспективности дальнейшего развития пригородного железнодорожного сообщения на участке Новосибирск – Бердск.

Перспективным направлением для региона становится вопрос использования пригородного железнодорожного транспорта для разгрузки основных городских автомагистралей – ул. Большевистской и Бердского шоссе и пересадки пассажиров с автомобильного на железнодорожный транспорт. Актуальность этого обусловлена тем, что Новосибирск переживает эпоху «взрывной» автомобилизации – за последние 5 лет число автомобилей в регионе выросло с 778 до 922 тыс.шт. (+17,2%), а многокилометровые автомобильные «заторы» в часы пик особенно в Южном направлении стали привычными. Уже в начале 2013 года была принята концепция, в которой рассматриваются мероприятия развития общественного транспорта. Целью этой концепции является, приоритетность железнодорожного транспорта над автомобильным. В 2014 году был проведен ряд комплексных мероприятий по развитию Южного направления Новосибирского региона: дополнительные маршруты «Новосибирск - Искитим», «Искитим - Новосибирск», «Новосибирск – Издревая», «Новосибирск Бердск»; были продлены 3 пары электропоездов, чтобы привлечь больше пассажиров от конкурентов; 1 пара ускоренных поездов, благодаря этому ускорив 2 маршрута в час пик. Что касается стоимости проезда: если железнодорожный транспорт в черте города не может конкурировать с автомобильным, на дальние расстояния тариф на электрички существенно ниже (например, на таком направлении как Новосибирск – Главный – Линево: электричка - полная стоимость 79 рублей, льготный проезд 39,5 рублей; автобус – 120 рублей).

Для оценки действующего положения пригородного железнодорожного комплекса на рынке транспортных услуг региона, был проведен SWOT – анализ (таблица 2).

Таблица 2 - SWOT – анализ «Пригородного пассажирского железнодорожного комплекса».

Сильные стороны

  • Экологичность

  • Высокая провозная способность

  • Высокая степень безопасности самих перевозок

  • Наличие необходимых производственных инструментов

  • Развитая техническая база

  • Решение задач при помощи холдинга ОАО «РЖД» и правительства РФ

  • Непрерывность перевозок

Слабые стороны

  • Невысокая скорость

  • Подвижной состав арендуется

  • Количество пассажирских вагонов мало

  • Высокая капиталоемкость

  • Большие затраты на непроизводственные технологии и способы их решения

  • Высокие цены на проезд

Возможности

  • Комфортность в вагонах

  • Стабильный спрос

  • Использование технологии других стран

  • Рост инвестиционной привлекательности.

Угрозы

  • Дефицит новых вагонов

  • Снижение качества услуг

  • Несовершенство нормативно-правовой базы

  • Усилена конкуренция автомобильного транспорта

Рост автомобилизации населения

Высокая степень безопасности перевозок, непрерывность перевозок, экологичность - факторы сильной стороны которые нужно укреплять и развивать. Такой фактор как административный ресурс - решение задач при помощи холдинга ОАО «РЖД» и правительства РФ - является сильной стороной, но с другой стороны про него не знают обычные пользователи (пассажиры) и он требует более широкого информирования потребителей услуг. Изучая структуру и технологии пригородного комплекса, можно увидеть пустоты которые нужно заполнять при помощи изучения и использования зарубежных опыта и технологий. Также нужно и возможно в короткие сроки улучшить условия в вагонах и привлечь инвестиции для обновления парка. Такая слабая сторона как невысокая скорость, является фактором, который трудно повысить без возможного снижения пассажиропотока. По всем направлениям идет достаточна высокая плотность остановочных пунктов. Сокращая остановки, можно повысить скорость, при этом теряется определенный пассажиропоток с промежуточных станций. Тарифная политика должна учитывать обеспечение конкурентоспособности с автомобильным транспортом.

Проведенный анализ позволяет говорит о том, что дальнейшее успешное развитие пригородного комплекса невозможно без обновления парка вагонов, привлечения инвесторов и тесного взаимодействия с администрациями округов и регионов. Со своей стороны Компания должна быть заинтересована в повышении квалификации и мотивации своего персонала. Что требует, поддержания конкурентного размера оплаты труда сотрудников и разработки эффективного механизма мотивации.

Список литературы:

  1. Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1980. 378 с.

  2. Ложкин А.А «Экпресс-пригород» : НООО «Культурное наследие», 2011 - 91с.

  3. Терёшина Н.П. и др. Экономика железнодорожного транспорта. Москва.: Издательство «Маршрут», 2006 – 801 с.

  4. Организационная культура компании ОАО «Экспресс-Пригород». Москва, 2014 г.

(http://bibliofond.ru/view.aspx?id=722447)

  1. Официальный сайт компании ОАО «Экспресс-Пригород». (http://www.express-prigorod.ru/about/company/)

  2. Технический железнодорожный словарь http://slovarix.ru/tehnicheskiy_jeleznodorojnyiy_slovar/page/passajirooborot.1786/

  3. ОАО «РЖД» годовые отчеты. Москва 2015 год. http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4398

  4. Годовой отчет ОАО «Экспресс - Пригород» 2012-2014гг..

Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Северова М.О.

Просмотров работы: 886