ВЫЯВЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОДИЛЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫЯВЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОДИЛЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Пускина Н.А. 1, Бадюков В.Ф. 1
1Хабаровский государственный университет экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние несколько лет рынок легковых автомобилей в России испытал сильное падение в связи с наступившим экономическим кризисом и санкциями ряда государств. Дилеры автомобилей различных марок, осуществляющие свою деятельность на территории Дальнего Востока России, также ощутил на себе влияние данных событий.

В целом, на деятельность автомобильных дилеров влияет множество факторов, имеющих под собой наступление такого же множества различных рисков. В данной статье дана классификация экономических и финансовых рисков, опирающаяся на классификацию, описанную в книге Шапкина А.С. «Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций» [1].

На рисунке 1 представлена схема классификации рисков, возможных для автодилеров.

Рисунок 1 – Классификация экономических и финансовых рисков в деятельности автомобильных дилеров Дальнего Востока

К чистым рискам, которые может потерпеть автодилер, относятся экологические, политические, транспортные, имущественные, производственные и торговые риски.

Предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере производства и продаж автомобилей, наиболее сильно подвергается влиянию экологических рисков. Так, доля загрязнения атмосферы в процессе производства и эксплуатации автомобилей составляет 60-90%. Чтобы избежать возможных будущих расходов, связанных с устранением последствий загрязнения окружающей среды, компании необходимо совершенствовать оборудование на этапах вредного производства. Наибольший выброс углекислого газа осуществляется в процессе сервисного обслуживания автомобилей (от выхлопных газов заведённых внутри здания автомобилей). Например, в ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» используется вытяжное оборудование, подсоединяемое к выхлопным трубам обслуживаемых автомобилей и выводящее вредные отходы через очистительную вентиляционную систему.

На деятельность автомобильного дилера также влияют и политические риски. К этому виду рисков относятся политические потрясения, непредсказуемость экономической политики государства, изменения в законодательстве. Так, например, в связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2017 года все автомобили, ввозимые на территорию РФ, должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС (системой экстренного реагирования при авариях), что отразится на стоимости конечного продукта и может повлиять на объем спроса и, как следствие, на объем продаж.

Транспортные риски связаны с перевозкой новых автомобилей от производителя, т.к. в процессе перевозки автомобили могут быть повреждены.

К имущественным рискам относятся риски потери имущества по причинам, не зависящим от дилера, например, кража и порча автомобилей.

Производственные риски возникают в случае невыполнения предприятием планов по продаже автомобилей, сопутствующих товаров и сервисных услуг, производству сервисных и иных услуг вследствие различных факторов (остановка сервисного цеха, неэффективное распределение рабочего времени, неопытность продавцов-новичков и т.д.)

Что касается торговых рисков, то к ним могут относиться задержка платежей от покупателей, не поставка товара, отказ покупателя от платежа. То есть торговые риски представляют собой возможные потери от изменений тех или иных условий осуществления сделки при покупке автомобиля или предоставлении услуг дилером. Эти условия могут зависеть как от участников самой сделки, так и от внешних условий среды, в которой происходит эта сделка.

Торговые риски относятся к группе коммерческих рисков и частично являются спекулятивными.

Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Коммерческий риск в данном случае может быть связан, например, с приемкой дилером автомобилей с пробегом по программе Trade-In. Программа предполагает обмен покупателем старого автомобиля в обмен на новый с доплатой недостающей денежной суммы, при этом прежний автомобиль владельца переходит в собственность дилера и после прохождения технического обслуживания выставляется на продажу. Риск заключается в возможном наличии скрытых дефектов в автомобиле с пробегом, что может потребовать больших затрат на ремонт и больших потерь, чем было предположено изначально. Дилер может также получить доход от продажи пробежного автомобиля, реализовав его по стоимости, выше среднерыночной. Можно говорить о том, что к коммерческим рискам относится возникновение и иных форс-мажорных обстоятельств.

К спекулятивным рискам для автодилеров, помимо коммерческих, относятся инвестиционные риски и риски, связанные с покупательской способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности).

Инфляционные риски могут стать причиной увеличения издержек (на закупку новой партии автомобилей, при сервисном обслуживании), что повлияет на увеличение стоимости конечной продукции и снижению объема спроса, в том числе и по причине снижения платёжеспособности покупателя..

Дефляционный риск связан со снижением стоимости на автомобили и их обесцениванием, а также невыгодностью ведения бизнеса.

В свою очередь, валютный риск в данном случае определяется как риск валютных потерь (или получения выгод) при снижении (или повышении) курса рубля для автодилера как участника международных экономических отношений при закупе автомобилей иностранных брендов.

Риск ликвидности связан, во-первых, с риском того, что реальная цена сделки купли-продажи автомобилей может быть отличной от рыночной цены в худшую или лучшую сторону, а, во-вторых, с опасностью того, что компания может оказаться неплатежеспособной и не сможет выполнить свои обязательства перед контрагентами (что частично определяет данный риск к чистым рискам).

К инвестиционным рискам относятся риски упущенной выгоды, риски снижения доходности и риски финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды может наступить в результате вложения средств на закупку тех моделей автомобилей, которые могут быть менее востребованы других. Стоить отметить, что в дальневосточных дилерских центрах представлены не все модели автомобильных марок, а лишь их часть.

Рисками снижения доходности являются процентные и кредитные риски. Процентный риск может возникнуть при повышении процентных ставок, выплачиваемых по привлечённым средствам для осуществления компанией своей деятельности. Кредитный риск возникает, если покупатели, которые приобрели свой автомобиль в кредит, не выплачивают взносы по данному кредиту. При этом компания несет прямые финансовые потери.

К рискам прямых финансовых потерь относится также и риск банкротства.

Таким образом, в деятельности автодилеров дальневосточного региона существует множество экономических и финансовых рисков, как чистых, так и спекулятивных, имеющих различную силу последствий. С таким множеством рисков сталкивается любая фирма, занимающаяся финансово-экономической деятельностью, поэтому управление рисками необходимо для снижения вероятности их возникновения и минимизации последствий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М. : Дашков и Ко, 2010. – 544 с.

Просмотров работы: 330