ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Елина Д.Д. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Процессы формирования эмоций и чувств, эмоционального и социального интеллекта, способствующие социализации человека и становлению его отношений с окружающими, становятся объектом пристального внимания не только психологов, но и логопедов.

Переживая свое отношение к окружающей действительности, человек тем или иным образом выражает эти переживания с помощью мимики, жестов, речи. От уровня развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности во многом зависит успешность социального становления личности, как в норме, так и при речевой патологии. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую внимание исследователей из разных областей науки. Эмоциональной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

В связи с тем, что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы, возникает ряд трудностей в понимании, интерпретации и вербальном выражении эмоций детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В свете этих устойчивых проблем возникает необходимость всестороннего изучения эмоций у детей с речевыми нарушениями с целью организации коррекционно-педагогической работы по их формированию.

Как показывают исследования О.Е. Грибовой, И.Ю. Кондратенко, Е.М. Мастюковой, О.С. Павловой, В.И. Терентьевой, Л.М. Шипициной и других специалистов, у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Они не способны осознавать свои и чужие эмоции, это приводит к тому, что не происходит дифференциации сходных эмоций, наблюдаются затруднения в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования.

К сожалению, проблемы понимание эмоций детьми дошкольного возраста с нормальным речевым развитием представлены в трудах лишь немногих отечественных авторов Бреслав Г.М, В.Х. Манеров, Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин, O.A. Прусакова, Е.А. Сергиенко, Щетинина А.М. и др.

Проблема исследования понимания эмоций детьми с нарушениями речи освещается в крайне немногочисленных работах таких авторов, как О.Л. Леханова, А.А. Моисеева, Т.В. Захарова, О. С. .Павлова, Е. Г. Федосеева, В. П. Дудьев, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова, и др.

Цель исследования – определение особенностей понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Объект исследования – понимание эмоций.

Предмет исследования – особенности понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза – у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеется специфика понимания эмоций, которые выражаются в проблеме дифференциации схожих эмоций, неправильном словесном обозначении эмоций по их графическому изображению, трудности в понимании эмоциональных состояний людей в описанных ситуациях.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблематики особенности понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  2. Осуществить отбор диагностических методик, направленных на выявление специфики понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  3. Осуществить экспериментальное исследование и определить специфику понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

  4. Осуществить анализ полученных экспериментальных данных и осуществить выводы об особенностях понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В связи с выделенными задачами были использованы следующие методы:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: модифицированная методика «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» (автор - Л.П. Стрелкова) и «Проба на идентификацию эмоций» (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.)

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад № 13» г. Череповца, в котором принимали участие 10 детей (5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи).

Основное содержание работы изложено на 31 страницах. В работе содержится 17 таблиц, 32 источников в списке литературы, 6 приложений.

ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  1.  
    1. Психологическая характеристика сущности понимания эмоций

С самого рождения ребёнок погружается в мир социальных знаков: слов, образов, действий. От успешности их освоения и усвоения зависит социализация и социальная адаптация ребёнка. Психические и физические недостатки вызывают отклонения в социальном, эмоциональном, личностном развитии детей, замедляя и затрудняя процесс освоения знаковой действительности [19].

Н. Губин говорит об эмоциях, как о состояниях, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности [5].

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития [18].

Такие авторы, как Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, O. A. Прусакова, Е. А. Сергиенко и др. в своих работах считают, что большое значение в понимании эмоций детьми дошкольного возраста имеют личностный опыт и субъективные переживания [2].

В своих работах Л. С. Выготский, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Р. Б. Стеркина, Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин и др., утверждали, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями [18].

Л.С. Выгодский отмечал, что эмоции возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности [3].

В.Н.Куницина ставила акцент на том, что понимание (осмысление) эмоций состоит в отчётливой фиксации своего эмоционального состояния, в возможности выразить его в знаковой форме [17].

Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре. У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. При всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный заряд структуры [12].

Аффективно-когнитивные структуры могут представлять собой комбинацию драйва и когнитивного процесса или комбинацию драйвэмоции и когнитивного процесса. Она может быть элементарной и крайне изощренной, может проявляться как ценность, цель или идеал, а комплекс таких структур может стать основой мировоззрения или идеологии. Но какие бы формы ни принимала аффективно-когнитивная структура, она всегда играет чрезвычайно важную роль в человеческом поведении [12].

Маурер утверждал, что эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением». Маурер должен был признать порочность общепринятого для западной цивилизации недоверчивого и презрительного отношения к эмоциям и их принижения перед интеллектом (разумом, логикой). Он отмечал чрезвычайную важность эмоций для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают такого противопоставления «разуму» [21].

К. Изард определял эмоцию, как нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [12].

Анализируя выше сказанное, мы можем рассматривать эмоцию, как рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации.

  1.  
    1. Генезис понимания эмоций детьми в дошкольном возрасте

В своей работе В.Н. Белкина выделяет у детей к концу дошкольного возраста несколько основных достижений в развитии способности к пониманию и воспроизведению собственных чувств и эмоций:

1) изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок усваивает «язык» чувств: учится с помощью взглядов, жестов, мимики, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания;

2) ребенок может словами объяснить собственное состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены, так как понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся в дошкольном возрасте на стадии формирования;

3) ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. То есть он начинает понимать, как нужно вести себя в той или иной ситуации [1].

Обобщая работы таких авторов, как Т.В. Гармаева, А.С. Золотнякова, Е.И. Изотова, В.А. Лабунская, A.M. Щетинина, П. Экман и др., Т. В. Гребенщикой были определены особенности педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Автор акцентирует внимание на необходимости развития в дошкольном возрасте функции эмоционального контроля над экспрессией, которая способствует возникновению и увеличению отрыва выражения эмоций от их переживания. Так же в исследовании обращается внимание на три произвольных формы выражения своих эмоций, которые осваивает дошкольник:

- овладение социально приемлемыми формами выражения эмоций;

- овладение способами подавления эмоций и их маскировки;

- овладение приемами имитации эмоций [7].

Анализируя исследования Е.И. Изотовой и Т.В. Гармаевой Т.В. Гребенщикова пишет, что способность произвольно осуществлять требуемые мимические движения развивается у детей поступательно от четырех лет. Дети до четырех лет не обладают механизмом контроля над мимическими выражениями вне зависимости от игровой и коммуникативной ситуации.

Так же автор отмечает то, что дети в раннем детстве произвольно воспроизводят определенные эмоциональные состояния лишь по просьбе взрослого. Способность же к произвольному управлению ими в собственной деятельности интенсивно развивается лишь в период от четырех до семи лет. Связано это с тем, что совершенствуются механизмы дифференциации сообщения экспрессивных признаков, возрастает роль вербальных функций в распознавании и понимании эмоций [13], [4], [7].

В своём исследовании Л.М.Щетинина выделила также несколько типов восприятии детьми дошкольного возраста эмоционального состояния других людей [31]. Данные типы восприятия, по мнению О.А. Ореховой могут рассматриваться и как уровни и как этапы развития этого процесса:

  • Довербальный (4-5 лет). Эмоция не обозначается словами, ее осознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («...он мультики смотрит»).

  • Диффузно-аморфный (4-5 лет). Дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко («...он веселится»).

  • Диффузно-локальный (4-5 лет). Восприятие выражения эмоции глобально и поверхностно. Дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (преимущественно глаза).

  • Аналитический (6-7 лет). Дети с восприятием этого типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии.

  • Синтетический (6-7 лет). Обобщенное, целостное восприятие эмоции. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности («...вся злая: и лицо, и стоит зло»).

  • Аналитико-синтетический (6-7 лет). Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. Данный тип восприятия экспрессии является ведущим типом восприятия для детей старшего дошкольного возраста [23].

Такие авторы как Е.М. Листик и Н.В. Соловьева в своих работах сходятся во мнение, что способность понимания эмоций других людей связана с общим уровнем развития речи у детей, ведь это сложный, комплексный процесс, осуществляющимся в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьми, подчиняющимся общим законам отражения, познания предметов реального мира [20], [27].

При оценивании уровня развития понимания эмоций ребёнка, важно учитывать, какие эмоции понятны той или иной возрастной категории детей. Так, например, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова в своей работеуказывают, на то, что для младшего дошкольного возраста (3-4 года), характерно понимание четырех эмоций: радости, грусти, страха и злости. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к этим эмоциональным состояниям добавляется эмоция удивления. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) расширяется модальный ряд, в него включаются эмоции обиды, вины и стыда [13].

Дети дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные эмоции. Уровни понимания детьми эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. А.М. Щетининой были установлены уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека:

I уровень - неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки;

II уровень - ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния с трудом выбирают из предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.

III уровень - словесного обозначения и описания экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;

IV уровень - осмысливания в форме описания: а) дети самостоятельно правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают ее описание.

V уровень - осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций; в) проявляют эмпатию - "оречевляют" персонажа (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку (в виде восклицаний, высказываний, имитации воспринимаемой экспрессии) [31].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей способности к пониманию своих и чужих эмоций, а также для формирования способности адекватно выражать свои эмоции. При нормальном развитии ребёнка в дошкольном возрасте идёт активное формирование языка эмоций, как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний. Способность к пониманию эмоций других людей также связана с общим уровнем развития речи ребенка.

  1.  
    1. Особенности понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ряд авторовотмечают у детей с общим недоразвитием речи наличие вторичных нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках [16].

Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования.

Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми [8].

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что проблема исследования понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим нарушением речи рассматривается в крайне немногочисленных работах авторов. На пример, данный вопрос поднимали О. Л. Леханова, Моисеева А.А, Е. Г. Федосеева, И. Ю. Кондратенко, О. С. Павлова и др. [18], [28], [16], [24], [11].

Исследования Моисеевой А. А. показало, что у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этим нормам, не всегда адекватно в эмоциональном плане реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют, они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения [10], [11].

В работах И.Ю. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования у детей с нарушениями речи [15].

В.П. Дудьев в своей работе отметил, что специфика невербальных коммуникаций, встречающаяся у детей с разными типами нарушения дизонтогенеза, является одной из закономерностей аномального развития. Из чего следует, что дети с нарушениями в развитии должны иметь больший репертуар невербальных средств общения, чем сверстники с нормой в развитии, и активно использовать его в качестве компенсаторного элемента, в виду наличия нарушений вербального компонента речи [9].

В своих работах В. А. Ковшиков и Е. А. Чаладзе отмечают, что невербальная коммуникация детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счёт компенсаторных процессов даже превышает её. По их мнению, не существует прямой связи между нарушениями речи и невербальным общением, так как «невербальное общение - непосредственное выражение в поведении человека его смысловых установок; через речь, прежде всего, передаются значения [14], [29].

В своей работе О. Л. Леханова выделила недостатки невербального кодирования и декодирования, лежащие в основе несформированности невербальных предпосылок речевой выразительности, речевой интенции, речевого прогнозирования [18].

Почти все исследователи данной темы, выделили качественные и количественные отличия коммуникации детей с ОНР. Они отмечают отставание в формирование вербальных и не вербальных коммуникативных навыков у детей данной категории в отличии от нормы [18], [19], [24], [28], [9].

О. С. Павловой в своём исследовании было показано негативное влияние незрелости невербальной коммуникации детей с ОНР на состояние их общения [24].

Е.Г. Федосеева в своей работе подтвердила отставание в формировании возрастных форм и средств общения со взрослыми и сверстниками [28].

Характеризуя эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи Е.Е. Дмитриева выделяет ряд существенных особенностей, типичных для ОНР, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере коммуникации [26].

Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова отмечают проблемы в формировании нравственно-этического компонента в структуре личности. Страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения [26].

Выводы по главе 1: в данной главе нами было рассмотрено понимание эмоций и чувств детьми, как важный момент в становлении личности растущего человека. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что, переживая свое отношение к окружающей действительности, человек тем или иным образом выражает эти переживания с помощью мимики, жестов, речи. От уровня развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности во многом зависит успешность социального становления личности, как в норме, так и при речевой патологии [24].

Анализируя, к сожалению, не многочисленные исследования особенностей понимания эмоций детьми с нарушениями речи, можно сделать вывод о том, что у детей данной категории отмечается трудности дифференциации сходных эмоции, затруднение в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. В связи с этим, большую роль играет специальное (коррекционное) обучение и воспитание, направленное на развитие способности понимания эмоций детьми на каждом возрастном этапе с учётом индивидуальных особенностей таких детей.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Описание диагностических методик

В соответствии с проведенным теоретическим анализом можно сделать вывод, что изучение понимания эмоций у детей дошкольного возраста имеет большое значение для развития ребенка в целом. Поэтому важно выяснить, действительно ли понимание эмоций у детей с нарушением речи имеют свои особенности и отличаются ли от понимания эмоций их сверстников с нормальным речевым развитием. В связи с этим, нами была поставлена цель – выявить особенности понимания эмоций дошкольников с нарушением речи.

Исследование понимания эмоций у детей с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 13» г. Череповца, 25 марта 2016г., во второй половине дня. В нем принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития (таблица 7) и 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (таблица 8).

Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали соответствующие методики для диагностики понимания эмоций:

  1. Модифицированная методика «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» (автор - Л.П. Стрелкова) [22].

  2. «Проба на идентификацию эмоций» (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.) [5].

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Модифицированная методика

«Диагностика эмоциональной сферы ребенка»

(автор - Л.П. Стрелкова)

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?"

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми. Результаты заносят в соответствующие графы таблицы 15 и таблицы 16.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально)

Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 13 и таблицы 14.

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится?

— Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 17 и таблицу 18.

Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с

картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе

груши?

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей

сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее

кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая

собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 19 и таблицу 20.

При обработке данных оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам [22].

«Проба на идентификацию эмоций»

(Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.)

На картинке изображены люди и животные в разном эмоциональном состоянии: веселые, злые и испуганные (по 3–4 на каждое состояние — всего 10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается отправить (соединить ниточками/полосками) всех веселых зверюшек и людей к веселой киске, всех злых к злой кошке и всех испуганных к испуганной кошке (стимульный материал, приложение 7).

Критерии балловых оценок

0 — Безошибочное узнавание (соединение) всех 10 рисунков.

0,5 — Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций с самокоррекцией без дополнительной стимуляции обследователем.

1 — Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций с самокоррекцией при легкой стимуляции обследователем («Так? Правильно?»).

1,5 — Единичные ошибки идентификации качества эмоций, коррекция которых возможна только после привлечения внимания обследователем («Посмотри еще раз: эта киска в таком же настроении?») или грубая импульсивность с самокоррекцией.

2 — Множественные ошибки идентификации качества эмоций или единичные ошибки идентификации знака эмоций с частичной коррекцией.

3 — Некорригируемые ошибки при идентификации более половины изображений [5].

Результаты заносятся в таблицу 16 и таблицу 17.

2.2 Анализ результатов исследования понимания эмоций детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализируя полученные результаты экспериментального исследования понимания эмоций, мы сравнивали показатели двух групп детей: дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проба на изучение восприятия графического изображения эмоций у детей вызвала меньше всего затруднений, по сравнению с остальными предложенными заданиями. Они без труда называли изображённые эмоции, все дети обоих исследуемых категорий безошибочно определили радость, грусть и злость. Единственно трудностью, с которой столкнулись многие, была дифференциация таких эмоций, как «испуг» и «удивление». Дети с нормальным развитием речи и дети с ОНР допустили по 4 ошибки при назывании грусти, при определении удивления ошиблись 3 детей с ОНР и 2 с нормой речевого развития.

Таблица 1

Количество верный ответов детей во время изучения восприятия графического изображения эмоций

Эмоция

Категория детей

Радость

Грусть

Испуг

Злость

Удивление

Дети №

5

5

1

5

3

Дети с ОНР

5

5

1

5

2

Как мы видим из таблицы 1, во время выполнения задания на оценку эмоциональной выразительности речи, у детей с нормой речевого развития затруднения вызвало воспроизведение таких эмоциональных состояний, как удивление (3 человека) и грусть (2 человека), речь этих детей была статичной, эмоционально не насыщенной. Остальные эмоциональные состояния –радость, испуг, злость не вызвали затруднений, речь была экспрессивной, живой, некоторые дети, даже, использовали при демонстрации мимику и пантомимику.

Большинство детей с ОНР с первого раза даже не могли понять инструкции испытующего, им требовалось развёрнутое объяснение задания с приведением примера. Так, например, многие дети на просьбу: «Скажи грустно фразу – «У меня есть собака»» отвечали: «У меня есть собака и это грустно». Как мы можем видеть, ни одно эмоциональное состояние не было воспроизведено всеми детьми безошибочно. Сложнее всего оказалось воспроизведение радости, с ним не справился ни один ребёнок. По 3 человека из фокус группы не смогли изобразить грусть, злость и удивление. С демонстрацией испуга не справились 4 человека. В большинстве случаев речь детей была однообразной и никак не изменялась со сменой формулировки задания.

Таблица 2

Изучение выразительности речи

Эмоция

Категория детей

Радость

Грусть

Испуг

Злость

Удивление

Адекватная

Не адекватная

Адекватная

Не адекватная

Адекватная

Не адекватная

Адекватная

Не адекватная

Адекватная

Не адекватная

Дети №

5

0

3

2

5

0

5

0

2

3

Дети с ОНР

0

5

2

3

1

4

2

3

2

3

Проанализировав первую серию задания и его результаты, по изучению понимания детьми эмоциональных состояний людей, мы можем условно разделить представленные в методике состояния на две группы: состояния, вызванные положительными и нейтральными эмоциями (вопросы 1,2,3 и 7) и резко отрицательными эмоциями (вопросы 4,5,6 и 8). Мы можем видеть, что дифференциация состояний, вызванных положительными/нейтральными эмоциями была произведена детьми с нормой речи безошибочно. Дифференциация состояний вызванных отрицательными эмоциями была произведена с 1 ошибкой (вопрос 4–проявление стыда). Дети с ОНР допустили 3 ошибки в блоке вопросов с отрицательными эмоциями (4 вопрос - стыд, 6 вопрос - злость, 8 вопрос – грусть) и 3 ошибки во 2 вопросе (удивление) в блоке с положительными/нейтральными эмоциями.

Таблица 3

Сравнительный анализ количества правильных ответов у детей старшего дошкольного возраста. (1 серия)

Категория детей

Положительные и нейтральные эмоции

Отрицательные эмоции

Номер вопроса

1

2

3

7

4

5

6

8

Дети №

5

5

5

5

4

5

5

5

Дети с ОНР

5

2

5

5

4

5

4

4

Вторая серия вопросов, направленная на идентификацию эмоционального состояния, вызвала большее количество затруднений. Вопросов мы также, как и предыдущие, можем условно разделить на две группы: состояния, вызванные положительными/нейтральными эмоциями (вопросы 1,2,3 и 7) и резко отрицательными эмоциями (вопросы 4,5,6 и 8). Дети с нормой речевого развития безошибочно ответили на 5 вопрос (страх), когда в остальных вопросах подгруппы отрицательных эмоций были допущены по 1 ошибке в вопросах 4 (стыд) и 8 (грусть), так же 3 ошибки в вопросе номер 6 (злость). В блоке положительных/нейтральными эмоций дети допустили по 2 ошибки в вопросах 1 (заинтересованность), 2 (удивление), 7 (радость); 1 ошибка в вопросе 3 (удовольствие).

У детей с ОНР мы можем видеть значительное отставание в блоке отрицательных эмоций, по сравнению с нормой. Вопрос №4 (стыд) оказался для них самым сложным, дети совершили 4 ошибки; по 2 ошибки было допущено в вопросах 5 (страх) и 6 (злость); 1 ошибка в 8 вопросе (грусть). Безошибочно был отвечен 7 вопрос (радость); 1 ошибка в 3 вопросе (удовольствие); 2 ошибки в 1 вопросе (заинтересованность); 3 ошибки во 2 вопросе (удивление).

Как мы можем видеть на сводной диаграмме (рисунок 1) наибольшие затруднения вызвали задания у детей с ОНР вопросы на индикацию таких эмоций как удивление и стыд; у нормы – злость.

Таблица 4

Сравнительный анализ количества правильных ответов у детей старшего дошкольного возраста. (2 серия)

Категория детей

Положительные и нейтральные эмоции

Отрицательные эмоции

Номер вопроса

1

2

3

7

4

5

6

8

Дети №

3

3

4

3

4

5

2

4

Дети с ОНР

3

2

4

5

1

3

3

4

Рисунок 1

Проба на идентификацию эмоций оценивалась по шести бальной школе, чем выше балл, тем ниже уровень развития ребёнка в данной сфере. Как мы можем видеть из представленной ниже таблицы 5, успешность выполнения задания у детей с ОНР ниже чем у детей с нормой речевого развития. Анализируя полученные в ходе пробы данные мы можем сказать, что у детей с общим нарушением речи наблюдаются затруднения в дифференциации эмоций, дети торопятся, делают поспешные выводы, часто отвлекаются на посторонние темы. Но хочется отметить, что большинство допускаемых детьми ошибок являлись импульсивными и исправлялись самостоятельно или после привлечения внимания.

Таблица 5

Проба на идентификацию эмоций.

Категория детей

Количество баллов

0

0,5

1

1,5

Дети №

4

1

0

0

Дети ОНР

0

2

2

1

Выводы по главе 2: Таким образом, мы пришли к выводу о том, что исследование особенностей понимания эмоций у детей с нарушением речи может быть проведено с помощью модифицированной методики «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» с применением пробы на идентификацию эмоций.

Данные методики позволяют выявить специфику понимания эмоций детьми и провести сравнительный анализ результатов детей с нормой речевого развития и детей с ОНР.

Анализируя результаты экспериментального исследования понимания эмоций, мы сравнивали показатели двух групп детей: дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В результате, мы можем наблюдать у детей с ОНР проблемы дифференциации схожих эмоций, неправильное словесное обозначении эмоций по их графическому изображению, трудности в понимании эмоциональных состояний людей в описанных ситуациях, дети торопятся, делают поспешные выводы, часто отвлекаются на посторонние темы. Наибольшие затруднения вызвали задания у детей с ОНР вопросы на индикацию таких эмоций как удивление и стыд; у нормы – злость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствие с проведенным теоретическим и экспериментальным исследованием, проблема изучения особенностей понимания эмоций детьми дошкольного возраста нашла своё решение.

В ходе теоретического анализа по проблеме исследования было обозначено, что данной темой занимались небольшое количество как зарубежных, так и отечественных психологов, и педагогов. Они пришли к выводу о том, что свое отношение к окружающей действительности, человек тем или иным образом выражает с помощью мимики, жестов, речи. От уровня развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности во многом зависит успешность социального становления личности, как в норме, так и при речевой патологии [30].

Учёные, занимавшиеся проблемами изучения понимания эмоций у детей с речевыми патологиями, отмечают, что у детей данной категории отмечаются трудности дифференциации сходных эмоции, затруднения в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. В связи с этим, можно обозначить большую роль специального (коррекционное) обучения и воспитания, направленного на развитие способности понимания эмоций детьми на каждом возрастном этапе с учётом индивидуальных особенностей детей с ОНР.

Для экспериментального исследования был определен перечень диагностического инструментария, включающий модифицированную методику «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» (автор - Л.П. Стрелкова) и «Проба на идентификацию эмоций» (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.).

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволил выявить особенности понимания эмоций у детей дошкольного возраста с нарушением речи, которые проявляются в проблеме дифференциации схожих эмоций, неправильном словесном обозначении эмоций по их графическому изображению, трудности в понимании эмоциональных состояний людей в описанных ситуациях.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы педагогами, психологами, логопедами в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в расширении количества экспериментальной выборки, увеличении диагностического инструментария, разработке содержания методологических рекомендация для развития способности понимания эмоций у детей дошкольного возраста, изучение особенностей понимания эмоций у детей дошкольного возраста с другими нарушениями в развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина, В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: диссертация ... доктора педагогических наук / / Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2000.

  2. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2000. – № 5.

  3. Выготский Л.С. -Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.

  4. Гармаева, Т. В. Развитие у детей пяти-семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности [Текст] / Т.В. Гармаева, Л. В. Попова // Психолог в детском саду. - 2008. - №4.

  5. Глозман, Ж. М., Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте/ А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева - 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

  6. Глоссарий психологических терминов/ Под. ред. Н. Губина., М.: Наука, 1999.

  7. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: диссертация кандидата педагогических наук / Кузбас. гос. пед. акад. Новокузнецк, 2011.

  8. Денисова, О.А. Дошкольная логопсихология/ О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова, И.А. Бучилова, О.Л. Леханова, Л.Я. Котляр, Р.А. Самофал. – Владос. – 2015.- 160c.

  9. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. - №2. - С. 22-26.

  10. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы//Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно -практической конференции (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. -С. 45-47.

  11. Захарова, Т.В., Моисеева, А.А. - СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - В сборнике: Специальное образование Материалы IХ Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова. 2013. С. 78-82.

  12. Изард Кэррол, Психология эмоций. – 1991г

  13. Изотова, Б.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. / Б.И. Изотова, Е.В. Никифорова - М., 2004.

  14. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия. – СПб. : Изд-во «Институт общегуманитарных исследований».- 2001.

  15. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003. - № 3. – С. 53-69.

  16. Кондратенко, И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.Ю. Кондратенко // Дефектология : научно-методический журнал / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. – 2002. – №6 2002. – с. 51-60.

  17. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  18. Леханова, О.Л. Интерпретация эмоций как фактор развития личности дошкольников с общим недоразвитием речи/ О. Л. Леханова Кандидат педагогических наук, доцент,. А. С. Григорьева студентка 4-го курса Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия

  19. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия.- 2007.- №5.

  20. Листик, Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: диссертация кандидата психологических наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., -2003.

  21. Маурер, 1960, р. 308

  22. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

  23. Орехова, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2007.

  24. Павлова, О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. Дис. канд. пед. наук. – М., 1998.

  25. Санникова, Л.Г. Изучение особенностей понимания эмоциональных состояний детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан.

  26. Селиверстова В.Н. - Дошкольная логопсихология / Под ред. В.И. Селиверстова.

  27. Соловьева, Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: диссертация ... кандидата психологических наук / НИИ дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – М., 1999.

  28. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1999.

  29. Чаладзе, Е. А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы : дис. канд. пед. наук. – М., 2001.

  30. Шаповалова, О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников : дис. д-ра психол. наук : 19.00.10 Н. Новгород.- 2006.- 353 с.

  31. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984.- № 3

  32. Щетинина, А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 6

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи. Общая характеристика детей.

Имя ребёнка

Возраст

Диагноз

Общая характеристика

Лиза

5 лет и 6 месяцев

Норма речевого развития

Живая, общительная. Заинтересована в результате исследования.

Мирослава

5 лет и 6 месяцев

Норма речевого развития

Стеснительная, тихая, смышлёная. Заинтересована в результате.

Зия

5 лет и 4 месяца

Норма речевого развития

Скромный, тихий, серьёзный мальчик. Внимательно и заинтересованно выполнял задания.

Дима

5 лет и 10 месяцев

Норма речевого развития

Эмоциональный, общительный, живой. Отвлекался на посторонние темы: «А у меня попугай в лес улетел, а в деревне собака Чернуха бегает за котом»

Олег

6 лет и 2 месяца

Норма речевого развития

Скромный, внимательный, ребёнок. Стремился выполнить все задания безошибочно, ожидал похвалы за все задания.

Таблица 7

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи. Общая характеристика детей.

Имя ребёнка

Возраст

Диагноз

Общая характеристика

Мирослав

6 лет и 1 месяц

ОНР,

III уровня

Ребёнок общительный, дисциплинированный, вежливый, заинтересован в правильности выполнения задания.

Максим

5 лет и 6 месяцев

ОНР,

III уровня

Ребёнок активный, заинтересованный результатом, но, во время обследования часто отвлекался: «А смотрите я порезался. А, смотрите, я машинку нашёл, тяжёлая такая…»

Соня

5 лет и 10 месяцев

ОНР,

III уровня

Общительная девочка, Заинтересованная в результате

Алёна

6 лет и 1 месяц

ОНР,

III уровня

Девочка, серьёзно относилась к заданиям и была заинтересована в результате.

Игорь

5 лет и 10 месяцев

ОНР,

III уровня

Общительный, непослушный, неоднократно врывался во время обследования детей в кабинет и не хотел уходить. Но задания выполнял внимательно, старался

Приложение 2

Таблица 8

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи по изучения выразительности речи.

Эмоция

Имя ребёнка

Радость

Грусть

Испуг

Злость

Удивление

Лиза

+

+

+

+

-

Мирослава

+

+

+

+

+

Зия

+

-

+

+

-

Дима

+

+

+

+

+

Олег

+

-

+

+

-

Таблица 9

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи по изучения выразительности речи.

Эмоция

Имя ребёнка

Радость

Грусть

Испуг

Злость

Удивление

Мирослав

-

+

-

+

-

Максим

-

-

+

-

+

Соня

-

-

-

-

-

Алёна

-

-

-

-

-

Игорь

-

+

-

+

+

Приложение 3

Таблица 10

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи по методике изучения восприятия детьми графического изображения эмоций.

Эмоция

Имя ребёнка

Весёлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

Лиза

Добрая

Грустная

Удивлённая

Злая

Удивлённая

Мирослава

Весёлый

Грустный

Удивлённый

Злой

Удивлённый

Зия

Весёлая

Грустная

Удивлённая

Злая

Испуганная

Дима

Радостная

Грустная

Удивительная

Злая

Испуганная

Олег

Радость

Грустный

Испуганный

Злой

Удивленный

Таблица 11

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи по методике изучения восприятия детьми графического изображения эмоций.

Эмоция

Имя ребёнка

Весёлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

Мирослав

Улыбается радостный

Грустит

Удивляется

Злится

Удивляется

Максим

Весёлый

Грустный

Удивлённый

Злитый

Удивлённый

Соня

Весёлая

Грустная

Испуганная

Злая

Испуганная

Алёна

Весёлый

Грустный

Грустный

Злой

Испуганный

Игорь

Веселый

Грустный

Удивленный

Злой

Испуганный

Приложение 4

Таблица 12

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи по методике на исследование понимания детьми эмоционального состояния людей. Первая серия вопросов.

Имя

ребёнка

Вопрос

Лиза

Мирослава

Зия

Дима

Олег

  1. Когда бывает интересно?

Человек думает, он пробует

Когда вокруг много людей

Когда много всего нового

Когда смотришь любимый мультик

Когда играют в игры

  1. Когда человек удивляется?

Когда что-то очень происходило необычное

Когда ему дают то, что он не знает

Когда ему делают сюрприз

Когда он не знал

Когда что-то необычное происходит

  1. Когда человек получает удовольствие?

Это значит, что к нему относятся вежливо

Когда играет в игрушки

Когда ему подарили подарок

Когда с ним дружат

Когда ест конфету

  1. Когда бывает стыдно?

Он признается

Когда ты что-то сделал и тебя потом ругают

Когда наказывают

Когда ругаются

Когда соврал

  1. Когда бывает страшно?

Кто-то его пугает

Когда никого нет дома

Когда собака рычит

Когда потерялся

Когда один и темно

  1. Когда человек злится?

Потому-что, его кто-то обидел

Когда ему что-то не разрешают

Когда запрещают что-то делать

Когда сломали игрушку

Когда никто не слушает

  1. Когда бывает радостно?

Когда он рад

Когда купили новую игрушку

Когда все счастливы

В новый год

Когда дарят подарки

  1. Когда у человека горе?

Когда у него пропали друзья

Когда не успел посмотреть мультик

Когда потерял игрушку любимую

Когда с тобой не играют

Когда разбил тарелку

Таблица 13

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи по методике на исследование понимания детьми эмоционального состояния людей. Первая серия вопросов.

Имя ребёнка

Вопрос

Мирослав

Максим

Соня

Алёна

Игорь

  1. Когда бывает интересно?

Когда много новых игрушек

Когда он куда-нибудь ходит

Когда ходят в гости

Когда он играет в игрушки

Потому-что он влюбляется

  1. Когда человек удивляется?

Не знаю

Когда происходит что-то неожиданное

Когда много съест конфет

Ему что-то новое купили

Когда ему весело

  1. Когда человек получает удовольствие?

Когда играет с друзьями

Когда он слушается, делает то, что скажут

Когда во круг много друзей

Когда ему что-то дали новое

Когда берет конфеты

  1. Когда бывает стыдно?

Когда наругали родители

Когда кого-нибудь обманул

Если не отдать обратно игрушку, которую взял

Когда его наругали

Ему всегда стыдно

  1. Когда бывает страшно?

Когда кто-то стучится

Когда темно и никого нет

Когда нет света

Когда двери сами открываются

Когда нет никого дома

  1. Когда человек злится?

Когда ломают его вещи

Когда кто-нибудь раздражает

Когда не дают делать то, что хочется

Когда его кто-то обидел

Потому-что, ему хотелось поиграть

  1. Когда бывает радостно?

Когда много подарков

Когда он ходит на весёлые занятия

Когда гуляем всей семьёй

Когда с ним кто-то дружит

Ему весело, когда с ним кто-то играет

  1. Когда у человека горе?

Когда сломался велосипед

Когда он кого-то потерял или потерял что-то из самых любимых игрушек

Когда умерло домашнее животное

Когда его кто-то обидел

То он ни с кем не играет

Таблица 14

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи по методике на исследование понимания детьми эмоционального состояния людей. Вторая серия вопросов

Имя

ребёнка

Вопрос

Лиза

Мирослава

Зия

Дима

Олег

  1. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

Потому что картинки нарисованные, они интереснее.

Я не знаю

Не знаю

Ну я же читать не умею, я только по картинкам смотрю.

Они интереснее

  1. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

Что она падает

Удивляется

Это не правда. Смех почувствует.

Полезет за ней

Это не правда

  1. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

Что она сладкая. Клубничная. Вкусная.

Не помню

Радость

Сладость, сладко там как сахар. Приятно.

Радость

  1. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

Потому что ей было стыдно.

Ей стало стыдно

Плохо себя вела и ей сделали замечание и ей стало стыдно

Потому что она грустная была

Ей стыдно

  1. Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

Чувствует, что она её хочет поймать. Ей страшно.

Страх

Испуг

Что укусит её, там всякое такое, за лапу. Страшно ей.

Она боится

  1. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

Она чувствует, что она у неё хочет её убрать.

Злится

Грусть

Почувствует, что у неё хотят забрать

Она злится на вторую собаку

  1. Что почувствует мальчик, если ему подарят новую компьютерную игру?

Что старая была не интересная

Веселье

Весёлый будет

Что надо играть

Радость

  1. Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Почувствует, что она стала старая.

Грусть

Будет грустить

Будет грустить, заплачет

грусть

Таблица 15

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи по методике на исследование понимания детьми эмоционального состояния людей. Вторая серия вопросов

Имя ребёнка

Вопрос

Мирослав

Максим

Соня

Алёна

Игорь

  1. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

Потому что, им нравятся картинки

Потому что, они любят сказки

Потому что, чтобы смотреть им нравится.

Потому что они не умеют читать

Потому-что их покупают

  1. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

Удивится

Удивится

Не знаю

Не знаю

Съест

  1. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

Радуюсь

Удивляюсь

Что она вкусная, а я весёлая

Радость

Мягкость

  1. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

Потому что она грустила

Потому что она плохо себя вела, потому что она была злитая (злая)

Потому что. Потому что её наказали.

Ей стало стыдно

Наверное, плохо себя вела

  1. Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

Испугана

Она чувствует, что её сейчас съедят. Она испуганная

Не знаю

Она испугалась

Больно

  1. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

Сердится

Чувствует, что она плохая.

Разозлится

Разозлилась

Это грустно

  1. Что почувствует мальчик, если ему подарят новую компьютерную игру?

Радостный будет

Обрадуется

Радостный

Радостный

Веселый будет

  1. Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Густить будет

Удивится

Загрустит

Грустить будет

Это будет грустно

Приложение 5

Таблица 16

Протокол обследования детей с нормальным развитием речи - проба на идентификацию эмоций.

Имя ребёнка

Речевое сопровождение

Количество баллов

Лиза

«Так, на рыбку. Сюда. Мышка. Ой рыбку ещё забыла»

0,5

Мирослава

Отсутствовало

0

Зия

Отсутствовало

0

Дима

«Вот»

0

Олег

Отсутствовало

0

Таблица 17

Протокол обследования детей с общим недоразвитием речи - проба на идентификацию эмоций.

Имя ребёнка

Речевое сопровождение

Количество баллов

Мирослав

«Так-так-так, вот, нашёл, ой, куда я повёл»

0,5

Максим

«Вот»

1

Соня

Отсутствовало

1,5

Алёна

«Рыбка радостная»

0,5

Игорь

«Вот»

1

Приложение 6

Рисунок 2

Стимульный материал для пробы на идентификацию эмоций.

Просмотров работы: 2458