ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Крючкова С.В. 1
1ФГБО УВПО «Череповецкий государственный университет», институт педагогики и психологии, кафедра дефектологического образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших задач, стоящей перед государственной политикой в области образования и социально-экономического развития является предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равных условий для получения качественного образования.

В последние годы в России идет тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения в развитии. Среди них в особую группу составляют дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Признавая, что инклюзивное образование является приоритетной формой организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием условий обучения и воспитания каждого ребенка, независимо от физических и умственных способностей.

Реализация инклюзивного образования детей с двигательными нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) требует создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная, с общих, необходимых всем детям с нарушением ОДА (НОДА), до индивидуально-ориентированных, учитывающих тяжесть и особенность диагноза воспитанника.

Многие годы в определении основных направлений работы с лицами , имеющими двигательные нарушения, превалировал медицинский подход. Проблемы же организации и содержания обучения детей с НОДА в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения в литературе раскрываются фрагментарно.

МБДОУ «Детский сад № 122» г. Череповца реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие различные двигательные нарушения. В детском саду функционирует 13 групп для детей в возрасте от 1,6 до 8 лет. Средняя численность составляет 170 человек. Контингент воспитанников неоднороден как в клиническом, так и психолого-педагогическом отношении. Отклонения в двигательном развитии у данной категории детей отличаются значительным разнообразием и степенью выраженности: от легких нарушений до более тяжелых. Помимо основного, ортопедического, диагноза наши воспитанники часто имеют ряд сопутствующих заболеваний, что приходится учитывать при организации педагогического процесса, развивающей предметно – пространственной среды.

Наиболее распространёнными ортопедическими заболеваниями у обучающихся ДОУ являются плоско-вальгусные стопы, нарушения осанки, вальгусная установка стоп, деформация грудной клетки, кривошея, косолапость, деформации конечностей и т.д. Относительно большую группу составляют дети-инвалиды (около 21 %), в основном, это воспитанники с детским церебральным параличом. Часть из них принята в дошкольное учреждение с целью социализации. Это дети, не имеющие возможности самостоятельно придвигаться и обслуживать себя. Они посещают детский сад два раза в неделю в сопровождении родителя.

Имеющийся опыт работы по организации психолого-педагогической и медицинской помощи детям с двигательными нарушениями на базе дошкольного образовательного учреждения, а также позитивные результаты в состоянии здоровья воспитанников позволяют транслировать наработанный материал в другие учреждения подобного вида.

Как уже отмечалось выше, основным показателем безопасности и доступности образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья [5].

Условно все образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ, можно разделить на следующие:

  • организационное обеспечение;

  • материально-техническое обеспечение;

  • организационно-педагогические условия;

  • программно-методическое обеспечение образовательной деятельности;

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

  • кадровое обеспечение.

Раскроем более подробно данные условия.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение детей с ОВЗ, в том числе и с НОДА, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание специальных условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав ребенка-инвалида, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с «тяжелым» ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ на федеральном и муниципальном уровнях, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование данной категории детей на уровне учреждения.

В МБДОУ "Детский сад № 122" разработаны: договор с родителями, дополнительное соглашение к договору (если ребенок-инвалид принят в учреждение с целью социализации), согласие родителей на реализацию АООП, положение о группах компенсирующей направленности, положение о психолого-педагогическом консилиуме, положение о консультационном пункте и т.д.)

Материально-технические обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечить соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с НОДА, обучающихся в учреждении; обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА (наличие адекватно оборудованного пространства ОУ, рабочего места ребенка и ит.д.). В нашем дошкольном учреждении оборудованы спортивный и тренажерный залы, бассейн, массажный кабинет, музыкальный зал, кабинеты психолога и логопеда. В рамках муниципальной программы «Безбарьерная среда» на территории ДОУ отремонтированы подъездные пути и у центрального входа в здание установлен пандус с поручнями.

Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми воспитанниками образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, взаимоотношений в духе сотрудничества, формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с тяжелой патологией. В учреждении применяются адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации учебно-воспитательной работы. А также адаптированы имеющиеся и разработаны новые учебные и дидактические материалы для детей с НОДА.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в следующих документах: адаптированной общеобразовательной программе, индивидуальных образовательных маршрутах, коррекционных программах. Данные нормативные документы должны быть направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с НОДА и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа (АООП)— это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [1].

Программно-методическое обеспечение, являясь одним из условий реализации АООП, ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, созданных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата закреплена в Уставе учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Одним из условий успешной реализации практики инклюзивного образования является обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. В МБДОУ «Детский сад № 122» организовано сетевое взаимодействие с такими организациями, как БУ ВО "Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", БУЗ ВО «Череповецкая детская городская поликлиника № 2», БУ СО ВО "Реабилитационный центр "Преодоление", ФГБО УВПО «Череповецкий государственный университет», институт педагогики и психологии, кафедра дефектологического образования, кафедра теории и методики физической культуры и спорта. Сотрудничество с данными организациями помогает оказывать всестороннюю, квалифицированную помощь детям с НОДА. Внутри учреждения организована деятельность специалистов в форме психолого-медико-педагогического консилиума, работа с детьми-инвалидами осуществляется согласно разработанным индивидуальным образовательным маршрутам. Также для родителей и педагогов функционирует консультационный пункт.

Кадровое обеспечение

В штатном расписании учреждения предусмотрены ставки таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (с обучением плаванию), инструктор по физической культуре (без обучения плаванию). На договоре взаимодействия с БУЗ ВО «Череповецкая детская городская поликлиника № 2» в детском саду работают фельдшер и медицинская сестра по массажу и ЛФК.

Что же касается индивидуально-ориентированных условийдля детей с НОДА, то здесь необходимо:

  • соблюдать ортопедический режим;

  • осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов в работе с детьми с ОВЗ;

  • соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима, нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

  • осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

  • оказывать помощь по коррекции нарушенных функций организма;

  • подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;

  • предоставлять ребенку возможность передвигаться по учреждению тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

  • проводить целенаправленную работу с родителями детей с НОДА, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

  • привлекать персонал, с целью оказания физической помощи детям при передвижении по Организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др. [1].

Таким образом, проблема готовности дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на сегодняшний день является актуальной. От качества созданных специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят процессы его социализации, адаптации и интеграции в обществе в целом. Поэтому важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием условий обучения и воспитания каждого ребенка, независимо от физических и умственных способностей.

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Мозаика-Синтез, Москва, 2014.

  2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: «Академия».

  4. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года)/ под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алехиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014 – 577 с.

  5. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования, кандидат педагогических наук Артюшенко Н.П. Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

(disserCat http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-z#ixzz4RqtFewsy)

  1. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)

  2. http://studopedia.ru/8_121786_modeli-vidi-i-formi-sovmestnogo-obucheniya-detey-s-raznim-urovnem-psihofizicheskogo-razvitiya-razrabotka-modeley-integratsii.html

  3. http://psychlib.ru/mgppu/disers/MelnikYUV/MSa-d-238.htm

  4. http://vse-temu.org/new-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-zakone-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-obuchenie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html

Просмотров работы: 2103