В курсовой работе мы исследовали формирование личностных универсальных действий (УУД) на уроках математики в 5-6 классах. Целью данной исследовательской работы, составление комплекса заданий по формированию личностных учебных универсальных действий. Исследование началось, с ознакомления с ФГОС нового поколения, в ходе было выделено 3 основные требования:
1) к структуре основных образовательных программ, требования к соотношению частей и основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также педагогического опыта учителей математики нами был составлен комплекс заданий по формированию личностных УУД 5 классов, по теме «Уравнения».
Приведем примеры заданий из этого комплекса.
1. Составить задачу по данным уравнениям
2(х –35) –18 = 17;
12 + (х + 34) = 83;
93 – (х + 56) = 8.
2. Ответить письменно в тетради
Что называют уравнением?
Что называют корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Как найти вычитаемое?
Как найти неизвестное слагаемое?
3. Выберите выражение, которое является уравнением:
64 – (24 +12)= 28
13 + х = 34
15 > 7 + х
34- 6 < 57
4. Выбери уравнение, в котором верно найден корень:
59 + у = 79,
5с –10= 15, 3)
88 - х = 78
Y=18 , c=1, х = 10
5. Решите уравнение
а) k – 169 = 321;
б) 603 – p = 83;
в) (24-x) + 37 = 49;
6. Найдите ошибку в уравнении
( х – 24 )+ 37 = 49;
х – 24 =49 +37;
х – 24 =86;
х = 86 -24;
х =72.
Ответ: х =72.
7. «Угадай задуманное число»
Вася придумал число. Если из этого числа вычесть 90 и к полученной разности прибавить 30, то получится 40. Какое число задумал Вася?
Этапы решения задачи с помощью уравнения
выбор буквы, которой обозначаем неизвестное;
составление уравнения, соответствующего условию задачи;
решение уравнения;
проверка решения;
запись ответа задачи.
8.Запишите в виде равенства:
У Тани было х яблок, у Андрея – на 8 яблок больше, а у Дениса - на 3 яблока меньше, чем у Тани. Вместе у них было 41 яблоко.
9. Помогите Тане и Андрею найти уравнение, корень которого равен 20.
х + 37 = 84
x-15=35
х : 2 = 12
В результате использования данного комплекса формируется умение работать с информацией по теме уравнениям (отбирать, выделять, обобщать), а также личностные универсальные учебные действия: формирование уважительного отношению, к иному мнению, к иной точке зрения, формирование логического мышления, наблюдательности, интуиции, упорства, самостоятельности, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.