МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Иванова Е.А. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя много сил и решения таких задач как: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование дидактических игр при обучении математики школьников пятых и шестых классов.

Учитель может воздействовать на формирование личности учащихся с помощью игры. Необходимо заметить, что включение игр в учебный процесс требует от педагога огромных усилий. Это связано с тем, что процесс подготовки игры сопровождается многими проблемами, например нехваткой учебного времени для проведения, недостаток материалов и средств.

Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения, это обуславливает актуальность темы данного исследования. Свой вклад в решение данного вопроса внесли ученые-педагоги и психологи такие как: А.Г. Асмолов – один из авторов федерального государственного стандарта, В.В. Козлов, А.М. Кондаков, а также авторы школьных учебников по математике И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.

Игры в обучении позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности учеников. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору заданий, которые соответствуют целям игры.

В первую очередь, рассмотрим понятие «дидактическая игра». К примеру, В.Н. Кругликов [3, с. 231] определял дидактические игры как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

В работах А. Макаренко [4, с. 54] дидактическая игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирование практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребенка, как и для взрослого. Однако, педагог отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребенок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.

Л. Выготский [1, с. 26] понимал дидактическую игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка, как основу для преобразования игровых действий в умственные.

В педагогической теории накоплен значительный материал о возможностях игры в процессе обучения, развития и воспитания. Исследователи едины в мнении о том, что в игре в наибольшей степени проявляются индивидуальные особенности личности. Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их классификации.

Р.И. Жуковская [2, с. 25] выделяет следующие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия;

  • игры-поручения;

  • игры-предположения;

  • игры-загадки;

  • игры-беседы;

  • игры-соревнования.

Остановимся на них подробнее:

1. Игры  путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра  путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое  через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия  усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть  чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры  путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры  путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»;

2. Игры  поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что  то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»;

3. Игры  предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно  доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»;

4. Игры  загадки. Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;

5. Игры  беседы (игры  диалоги) В основе игры  беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре  беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры  беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра  беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

6. Игры  соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

В рамках проведенного исследования был разработан комплекс дидактических игр для использования на уроках математики в 5 классах.

Дидактическая игра «Математический турнир»

Тема: Умножение и деление десятичных дробей.

Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Ход игры:

Проверку навыков в решении примеров и задач по определенной теме можно провести в виде турнира.

Математические турниры проводятся в конце урока, когда учащиеся уже немного устали. На проведение турнира отводится 15  20 мин. Класс делится на две команды. Каждой команде предлагаются пять примеров (Таблица 1).

Через определенное время (68 мин) каждый ученик должен записать в тетрадь решения задач или примеров своей команды и уметь их объяснить. Допускаются консультации внутри команды. Затем начинается турнир.

Капитан первой команды называет учеников из второй команды для участия в турнире. То же самое делает капитан второй команды. Первая пара названных учеников обменивается задачами или примерами своей команды (по выбору), идет к доске и начинает решение. Если позволяет площадь доски, можно сразу вызвать три пары. По окончании объяснений к доске идут следующие три пары и т. д.

Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит большее количество задач или примеров другой команды. За ответами следят все ученики. Арбитром выступает учитель.

Таблица 1.

Примеры заданий для математического турнира

Найдите произведение пяти целых семи десятых и нуля целых трех сотых.

Найдите квадрат нуля целых девяти десятых.

Решите уравнение 45,9* х = 0,0459.

Найдите частное двух целых восемнадцати тысячных и нуля целых трех сотых.

Найдите частное четырех целых восьми десятых и нуля целых одной сотой.

Дидактическая игра «Математическая эстафета»

Тема: Действия с десятичными дробями.

Цель: Создать условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями.

Ход игры:

Заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, нахождение значения которого требует выполнения нескольких арифметических действий. Если в классе три ряда парт, за которыми сидят семь человек, то для организации одновременной работы всех учеников необходимо подготовить три варианта карточек с аналогичными примерами (Таблица 2). Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников сидит в одном ряду.

Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему с ним рядом. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому школьнику в этом случае придется выполнить одно действие. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.

Таблица 2.

Примеры заданий для математической эстафеты

Выполните действия:

(3,42:0,57*9,5-6,6):((4,8-1,6)*(3,1+0,05))

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Дидактическая игра «Математическая биология»

Тема: десятичные дроби

Цель: создать условия для повторения умений выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.

Ход игры:

Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда получает конверт и выслушивает задание от учителя.

Задание 1.

На островах Тихого океана живут черепахигиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах (рисунок 1).

Рисунок 1

Задание 2.

На Земном шаре обитают птицыбезошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах (Таблица 3). Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов (рисунок 2).

Таблица 3.

Примеры заданий для математической биологии

Найдите частные:

4,5:1,8;

3,15:0,15;

4,2:2,8;

36:0,8;

21:0,15;

60:2,5;

4,25:2,5;

490:14.

Рисунок 2

Проведенное исследование показало что, применение дидактических игр на уроках математики является средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Игра не только повышает работоспособность детей, активизирует их мыслительную деятельность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки

Литература

  1. Выготский, Л.С.. Психология развития человека.  М.: Изд-во Смысл; 2005.  1136 с.

  2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская.  М.: Педагогика, 2006.  110 с.

  3. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н.  СПб: Санкт- Петербургский государственный университет, 2000.  424 с.

  4. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А.С. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.

Просмотров работы: 790