ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Афанасьева О.Б. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за последние десятилетия произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в коллективе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и повышение требований на рынке труда.

Вместо привычной передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся на первое место выходит развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными словами, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (далее УУД), представляющих собой совокупность способов действий, которые обеспечивают способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. При этом основы УУД необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках.

Овладение необходимым набором УУД, которые позволяют ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, выступает в качестве основного результата образовательной деятельности. Существующий, относительно новый, Федеральный государственный образовательный стандарт разрабатывался исходя из реалий окружающей действительности, возможных проблем, стоящих перед современным поколением учащихся во взрослой жизни. Образование и воспитание в рамках школы, несомненно, является базой, крепким фундаментом всего последующего обучения, и, прежде всего, это касается достаточной сформированности УУД.

УУД способствуют формированию реальной возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, в том числе организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом качество усвоения полученных знаний определяется исходя из многообразия и характера видов УУД. Эффективное формирование способности и готовности современных учащихся реализовывать УУД позволит существенно повысить эффективность образовательного процесса в целом.

На важность формирования у школьников УУД указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды УУД и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Программа, формирующая УУД, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию УУД учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Проблема формирования у школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов: Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.

Изменение общей ситуации современного общества ставит новые социальные задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения. Новые задачи требуют перестройки процесса обучения в школе. В содержание школьных предметов необходимо включить новые специальные задачи, способствующие формированию УУД.

Задачный материал по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 5-6 классах может быть представлен следующим образом.

Задание 1.Ученик решал уравнение 16 * 2х = 4 так:

16 * 2х=4;

2х = 16: 4;

2х = 4;

х = 4:2;

х = 2

Найди ошибку в решении.

Задание 2. Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов.

Математика-царицавсехнаук.Еевозлюбленный-истина,еенарод-простотаиясность.

Дворецэтойвладычицыокружентернистымизарослями,и,чтобыдостичьего,каждомуприходитьсяпробиратьсясквозьчащу.

Случайныйпутникнеобнаружитводворценичегопривлекательного.

Красотаегооткрываетсялишьразуму,любящемуистину,закаленномувборьбеструдностями…(СнядецкийЯн).

Задание 3.Проверяется способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи.

Таня на 3 года младше своей сестры, а вместе им 27 лет. Сколько лет каждой из них?

Задание 4. Проверяется способность предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

На прямой отметили точки: А, В, С, D и Е. Можно ли определить сколько всего получится отрезков, не выполняя построения.

Задачный материал по формированию познавательных УУД на уроках математики в 5-6 классах может быть представлен следующим образом.

Задание 1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.

Сделай вывод.

Задание 2. Обозначь наименьшую из величин X и построй математическую модель задачи. Найди X и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Задание 3.

Рисунок 1

а) Выполните действия:

б) Разукрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.

Задачный материал по формированию коммуникативных УУД на уроках математики в 5-6 классах может быть представлен следующим образом.

Задание 1. Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание – составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

Задание 2. Ролевая игра «Угадай, кто это». Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объективны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники (акцент на положительные черты).

Задание 3. При ознакомлении с новым материалом после фронтального объяснения учитель предлагает школьникам ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:

Индивидуальные ответы;

Подготовка ответов на вопросы в группах.

Задание 4. Взаимные диктанты.

Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила. Порядок работы:

1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).

2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.

5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.

6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.

Задачный материал по формированию личностных УУД на уроках математики в 5-6 классах может быть представлен следующим образом.

Задание 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего.

Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый, синий, красный).

Задание 2. Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?

Дополнительное задание: сделать сообщение о полезных свойствах брусники и черники.

Задание 3. Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.

Графическое представление информации (простейшие диаграммы).

Задание 4. Решить задачу древних индусов (геометрия: практическое применение теоремы Пифагора).

Над озером тихим,С полфута размером, высился лотоса цвет.Он рос одиноко. И ветер порывомОтнес его в сторону. НетБоле цветка над водой.Нашел же рыбак его ранней веснойВ двух футах от места, где рос.Итак, предложу я вопрос:Как озера вода здесь глубока?

Данное исследование дало положительные результаты и показало, что его необходимо не только продолжать, но и внедрять в будущую педагогическую деятельность. В дальнейшем могут быть разработаны опытно-экспериментальные работы для повышения уровня формирования УУД не только для 5-6, но и остальных классов.

Просмотров работы: 1398