МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Валитова Р.М. 1
1Стерлитамакский филиал "Башкирский Государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Окружающий нас мир настолько сложен и многогранен и не до конца изучен, что никто не вправе считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже ВУЗа. Скорее, с этого оно только начинается. «Наука – дело не легкое. Наука пригодна лишь для сильных умов», – сказал французский философ Мишель де Монтень. Это действительно так: как же долог и нелегок путь постановки вопроса до его решения, до получения результатов! Пройти его способен не каждый.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

Самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. Б.П. Есипов в своей работе дает следующее определение самостоятельной работе: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [2, с. 116].

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически.

Анализ методический литературы [1-3, и др.] позволил выделить основные виды самостоятельных работ. Остановимся кратко на каждом из видов.

  1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Целью таких работ является развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала.

  2. Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

  3. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.

  4. Тренировочные самостоятельные работы как отмечает Б.П. Есипов в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.

  5. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

  6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.

  7. Также одним из видов самостоятельной работы является работа с тестами. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.

Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает положительную отметку по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

В ходе исследования нами был разработан комплекс самостоятельных работ для учащихся 6 классов по разделу «Обыкновенные дроби» на основе выделенных выше видов.

Обучающие самостоятельные работы

«Приведение дробей к общему знаменателю»

1) Приведите дроби к общему знаменателю 36.

а) и б) и

2) Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю.

а) и б) и

в) и г) и

3) Приведите дроби к общему знаменателю.

а) и б) и

4) Сократите дроби и приведите их к общему знаменателю.

; и

«Умножение дробей; Нахождение дроби от числа»

1. Выполните действия с дробями: а) 411 * 23; б) (45) 3. 2. Найдите значение выражения: 89* (1016 - 17). 3. Решите задачу: Автобус ехал со скоростью 40 км/час в течении 1 24 часа и со скоростью 60 км час в течении 46 часа. Какое расстояние проехал автобус? 4. Найдите 56 от 30.5. В деревне 28 домов. Из них – 27 двухэтажные. Остальные – одноэтажные. Сколько одноэтажных домов в деревне?

Тренировочные самостоятельные работы

«Основное свойство дроби; сокращение дробей; приведение дробей к общему знаменателю; сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

1. Сократите заданные дроби. Если дробь десятичная, то представьте её в виде обыкновенной дроби: 1220; 1824; 0,55; 0,82.2. Задан ряд чисел: 1220; 2432; 0,70. Есть ли среди них число, равное числу34? 3. Какую часть целого составляет часть?а) 200 грамм от тонны;б) 35 секунд от минуты;в) 5 см от метра.4. Приведите дробь 69 к знаменателю 54.5. Приведите дроби к общему знаменателю.а) 79 и 46;б) 914 и 1518.

6. Решите задачу.Длина красного карандаша равна 58 дециметра, а длина синего карандаша равна 710 дециметра. Какой карандаш длиннее?7. Сравните дроби.а) 45 и 710;б) 912 и 1216.

«Деление; Нахождение числа по его дроби; Дробные выражения»

1. Выполните действия: a) 27 : 35;б) 2 67 : 1 89.2. Решите уравнение: 7 = 35x.3. Определите значения этих выражений. а) 2,6∗4,4:0,2−3,41225+4.б) (15 - (12)2 + 34) : 26.

Тестовые задания

«Деление»

1. Отыщите наибольший общий делитель дроби 60/90:

а) 3

б) 33

в) 30

2. Применив правило сокращения дроби, найдите, не выполняя умножения, результат дроби, числитель которой 14*9, знаменатель 15*7:

а) 6/5; б) 14/15; в) 18/15

3. Укажите несократимую дробь:

а) 6/54; б) 3/12; в) 5/17.

4. Найдите дробь равную дроби 11/12:

а) 22/24; б) 33/35; в) 22/26.

5. Сократите дробь 20/25:

а) 4/6; б) 4/5; в) 2/14

Самостоятельные работы развивающего характера

«Подготовка к олимпиаде по математике»

  1. Тетя Нора пожарила блинчики. Ира съела половину приготовленных блинчиков и еще один блинчик. Максим съел половину остатка и еще один блинчик, а Никита съел половину последнего остатка и последний блинчик. Сколько блинчиков пожарила тетя Нора?

  2. Как от куска ткани длиной 2/3 м отрезать ровно полметра, не переводя измерений?

  3. Турист проехал намеченный путь за 2 дня. В первый день он проехал 2/5 того, что проехал во второй. Сколько километров он проехал во второй день, если весь путь составил 140км?

  4. После того как туристы проехали 2 км на машине и еще 5/6 остатка всего маршрута, им осталось до конца маршрута проехать 1/7 всего пути и последние 3 км. Найдите длину туристического маршрута?

  5. Сравните дроби: 373737/777777 и 37/77.

Проведенное исследование показало, что применение различных видов самостоятельных работ на уроках математики является средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Самостоятельная деятельность не только повышает работоспособность детей, активизирует их мыслительную деятельность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки

Список использованных источников

  1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 240 с.

  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР, 1961. – 239 с.

  3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 —М-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – 656 с.

Просмотров работы: 761