Поиск наиболее приемлемого положения предприятия на рынке приводит его к выбору одной из общих стратегий достижения высоких показателей (табл. 1). Применительно к ОАО «Ушаковское» Черноярского района Астраханской области их можно сформулировать следующим образом: 1) лидерство в области минимизации себестоимости для части ассортимента выпускаемой продукции; 2) дифференцируемость продукции имеющегося ассортимента; 3) фокусирование определенного ассортимента выпускаемой продукции на минимизацию себестоимости; 4) фокусирование в определенном сегменте рынка на новую продукцию.
Таблица 1
Конкурентные стратегии ОАО «Ушаковское»
Особенности цели |
Себестоимость |
Дифференцируемость |
Широкая цель |
Лидер в области низкой себестоимости |
Фокусирование на низкой себестоимости товара |
Узкая цель |
Фокусирование на низкой себестоимости |
Фокусирование на дифференцируемости продукции |
Оценка соотношения сил на рынке при выборе конкурентной стратегии предприятия является неотъемлемой частью конкурентного анализа, а также анализа рынка в целом. Как правило, при разработке конкурентной стратегии можно достаточно легко дать ответы на основные вопросы, касающиеся той или иной области деятельности или элемента, характеризующего потенциал их достижения. Традиционно, в таких случаях прибегают к построению рейтинга на основе этих элементарных показателей, чтобы получить общую оценку. В отношении конкурентов, такие рейтинги строятся с помощью SWOT-анализа, определяющего сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития предприятия.
Чтобы получить достоверную картину конкурентной позиции ОАО «Ушаковское» на рынке, проведем SWOT- анализ его внутренних возможностей с позиции его преимуществ и недостатков (табл. 2).
Оценив сильные и слабые стороны ОАО «Ушаковское», можно заметить, что слабых сторон, которые оказывают негативное влияние на предприятие в конкурентной борьбе, гораздо больше, и они требуют коррекции.
Проведенный SWOT- анализ показывает, что ОАО «Ушаковское» не достаточно конкурентоспособен на рынке сельскохозяйственной продукции Черноярского района, занимая последнее место по показателям рейтинговой оценки производственной, финансовой и маркетинговой деятельности других предприятий Черноярского района Астраханской области. И хотя в удельном весе различия между предприятиями незначительные, но все же, предприятию предстоит еще работать в этом направлении.
Таблица 2
Внутренний анализ сильных и слабых сторон развития ОАО «Ушаковское»
Потенциальные сильные стороны |
Потенциальные слабые стороны |
- модернизация основных фондов и диверсификация производства; - мастерство и компетентность, проявленные в производственной деятельности и технологическом оснащении; - расположение предприятия вблизи города и железнодорожной станции; - связь с заготовительными пунктами Астраханской и Волгоградской области. |
- отрицательная рентабельность сбыта продукции; - растущая коммерческая мощьконкурентов; - сужение ассортимента; - отсутствие мероприятий по стимулированию спроса на продукцию; - нехватка высококвалифицированных кадров в организационно - управленческой структуре; - отсутствие маркетинговой службы; - выпуск менее качественных товаров, чем у конкурентов; - более низкая репутация по сравнению с конкурентами; - плохая конкурентоспособность товаров |
Если оценивать ОАО «Ушаковское» в сравнении со среднерайонными показателями объемов продаж продукции, то необходимо заметить, что положение ОАО «Ушаковское» заставляет ожидать лучшего. По объему продаж в 2015 г. предприятие реализовало продукцию на сумму 17728 тыс. руб., а в среднем объем продаж, достигнутый предприятиями Черноярского района составил 83400 тыс. руб.
С точки зрения определения степени привлекательности позиции предприятия и формирования долгосрочной маркетинговой стратегии не меньшую важность представляет внутренний анализ сильных и слабых сторон развития ОАО «Ушаковское» по уровню издержек, поскольку коммерческие затраты выступают одним из наиболее емких показателей, характеризующих позицию предприятия на рынках сбыта относительно конкурентов.
На предприятии имеются проблемы с эффективностью продвижения отдельных видов продукции, ценовой политикой, финансовой стабильностью, своевременностью поставок. Ситуация может усугубиться низкой кадровой обеспеченностью и квалификацией персонала, в том числе и руководящего. Если раньше на предприятии осуществлялась кадровая политика, то в последние годы наблюдается серьезный кадровый «голод» из-за низкой оплаты труда работников.
Предприятию необходима выработка собственной практической реализации конкурентной стратегии, благодаря которой у него появятся возможности увеличения объема продаж продукция и обеспечения ее устойчивого положения на рынке района, посредством фокусирования определенного ассортимента выпускаемой продукции на минимизацию себестоимости.
Оценка внутренних возможностей, выработка стратегии управления осуществлены с помощью системы Marketing Expert, использующей принятые во всем мире известные аналитические методики (GAP-анализ, Сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ) и решающей повседневные проблемы в области маркетинга. С помощью данного программного средства и были решены поставленные задачи.
Система Marketing Expert позволила установить цели предприятия, определить стратегии их достижения. Это удобное инструментальное средство для разработки стратегического и тактического планов маркетинга, позволяющее произвести все необходимые аналитические операции. Marketing Expert позволяет построить модель предприятия, имеющего сложную сбытовую структуру, оперирующего одновременно на нескольких рынках, имеющего определенных конкурентов и проводящего определенные мероприятия для определенных целевых групп потребителей. Это дало возможность проводить сегментный анализ прибыльности через вычисление доходов и издержек для любого структурного элемента предприятия. Marketing Expert позволяет проводить многокритериальный аудит маркетинга, в котором могут участвовать одновременно количественные и качественные критерии.