СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Магомедова З.Ш., Рабаданова Р.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На основе проведенных исследований теоретико-правовых аспектов осуществления электронной экономической деятельности, для целей последовательного устранения в Российской Федерации пробелов законодательного и налогового регулирования в сфере электронной экономической деятельности и сфере общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, а равно реализации национальной внутренней и внешней экономической и налоговой политики Российской Федерации предлагаетя осуществление следующей правовой концепции, заключающейся в комплексной системе двух групп правовых мер: общеорганизационных и налогово-регулятивных.

Общеорганизационные правовые меры носят по отношению к подлежащим государственному регулированию отношениям правоустанавливающий характер. Они призваны сформировать общую правовую основу осуществления хозяйствующими субъектами электронной коммерции и эффективного механизма государственного регулирования (в том числе для целей реализации второй группы мер – установления режима налогообложения такой экономической деятельности), а в широком смысле – сформировать подлежащие регулированию правоотношения так, чтобы такое правовое регулирование не препятствовало развитию экономических процессов в электронном сегменте экономики и способствовало наибольшей эффективности их государственного регулирования в интересах всего общества [1].

Юридическое закрепление таких предлагаемых правовых мер осуществляется путем принятия нормативного акта комплексного характера (например, федерального закона об общих принципах осуществления и государственного регулирования электронной экономической деятельности), группы актов (например, исходя из двухсегментного подхода, отдельных актов в сферах экономических и неэкономических отношений, формирующихся в информационной среде в электронной форме) и (или) соответствующего изменения актов действующего законодательства, в первую очередь – банковского и гражданского. Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и других российский законодатель фактически уже вступил на этот путь, однако, как считается, достаточно бессистемно и при отсутствии четких, научно разработанных принципов, механизмов и окончательных целей такого регулирования.

Таким образом, первоначально нормы, закрепляющие элементы правовой основы осуществления хозяйствующими субъектами электронной экономической деятельности и эффективного механизма государственного регулирования (в том числе для целей налогообложения) такой экономической деятельности, будут системно размещены в различных актах, а впоследствии на основе правоприменительной практики на определенной стадии анализа эффективности правового воздействия предлагаемых правовых мер могут быть кодифицированы.

Представляется, что эффективное установление предлагаемых правовых мер в результате их принятия устранит в Российской Федерации пробелы законодательного и налогового регулирования в сфере электронной экономической деятельности и сфере общественных отношений, формирующихся в сети Интернет в области электронной экономической деятельности.

Таким образом, для реализации указанных задач признано необходимым внесение в действующее законодательство следующих изменений и дополнений:

  • Официальное распространение правового режима государственного

регулирования экономических отношений и экономической (предпринимательской) деятельности, установленного нормами российского законодательства (и в первую очередь – гражданского законодательства), на экономические отношения, формирующиеся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.

Так, в частности, в этом случае часть 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ должна быть изложена в следующей редакции: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе предпринимательскую деятельность, осуществляемую в электронной форме с использованием глобальных компьютерных сетей или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В свою очередь, например, пункт 1 статьи 23 ГК РФ необходимо изложить в следующей трактовке: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе предпринимательской деятельностью, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальных компьютерных сетей, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»

  • Принятие специального комплексного нормативного акта в данной

сфере – Федерального закона «Об электронной экономической деятельности», призванного стать основой системы нормативных актов в сфере регулирования электронного сегмента национальной экономики. В данном акте должны быть:

  • закреплены понятие и виды электронной экономической деятельности;

  • разрешены выявленные нами терминологические проблемы в данной сфере;

  • определены задачи, цели и основные принципы государственного регулирования электронной экономической деятельности;

  • установлены, в развитие конституционных положений, государственные гарантии осуществления в Российской Федерации электронной экономической деятельности как одного из видов не запрещенной предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подобный подход не противоречит действующему российскому законодательству. При этом предлагаемый принцип в переходный период – от «пиратской вольницы в сети Интернет» к цивилизованной системе государственного регулирования и налогообложения – будет иметь колоссальное практическое значение и призван способствовать включению подлинных механизмов саморегуляции в сфере электронной экономической деятельности.

Физическим лицам и субъектам, непосредственно осуществляющим электронную экономическую деятельность (индивидуальным предпринимателям и организациям), вскоре станет экономически невыгодно заключение рискованных сделок с контрагентами, деятельность которых по той или иной причине находится вне государственного контроля (например, открытие счетов в виртуальных квазибанках, не имеющих соответствующей лицензии на ведение банковской деятельности, а равно приобретение товаров, работ или услуг у не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию лиц, торгующих через нелегальные Интернет-магазины, и т.д.). Это, в свою очередь, сделает незаконную предпринимательскую деятельность последних не только рискованной, но и экономически неэффективной.

Кроме того, в условиях отсутствия в большинстве зарубежных стран сопоставимого механизма государственного регулирования электронной коммерции (электронной экономической деятельности), в Российской Федерации предлагаемая система общеправовых и налогово-правовых мер защиты (обеспечения интересов) добросовестных предпринимателей автоматически будет способствовать поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих электронную экономическую деятельность, а также содействовать привлечению иностранных инвестиций в электронный сектор российской экономики.

В отдельном разделе закона должны быть установлены правовые основы порядка заключения электронных сделок, в том числе путем направления оферты (размещения публичной оферты в сети Интернет) и особенностей ее акцепта, осуществляемых с использованием технологий электронно-цифровой подписи в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи».

При реализации предложенной системы правовых мер разрешение споров, возникающих в процессе осуществления электронной экономической деятельности, может осуществляться в рамках существующей судебной системы Российской Федерации – соответственно судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При этом среди правовых мер, направленных на упрощение процедур именно в данной категории дел, предлагается установление допустимости подачи искового заявления в электронной форме (скрепленного электронно-цифровой подписью) путем направления в суд (точнее, на веб-сайт суда в сети Интернет) по электронной почте.

  • Указанный закон должен содержать максимально простой, а

значит, надежный механизм верификации непосредственно в глобальной компьютерной сети Интернет факта законности электронной экономической деятельности, осуществляемой конкретным субъектом.

В качестве такого простого механизма предлагается следующая конструкция. Так как в интересах публичного экономического и правового порядка электронная коммерция должна осуществляться только уполномоченными лицами, зарегистрированными в установленном порядке и имеющими необходимые лицензии и специальные разрешения, то прямым указанием законодателя должно быть установлено, что в Российской Федерации осуществление электронной экономической деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет допускается только со специального официального веб-сайта (далее – ОВС), зарегистрированного в российском сегменте глобальной компьютерной сети Интернет (зоны.ru и зоны.рф) [2; 3].

Для целей простоты идентификации потребителями электронных услуг и контрагентами ОВС предпринимателя доменное имя такого сайта, видимо, должно содержать какой-либо специальный знак – например, литеру «с» в начале доменного имени. Как известно, основной функцией системы доменных имен является преобразование адресов IP в доменные имена для облегчения навигации пользователей в сети Интернет. Так, IP-адресу 194.226.80.160 поставлено в соответствие имя www.gov.ru – доменное имя сервера Правительства РФ. Система доменных имен устроена иерархическим образом: читая доменное имя справа налево, мы переходим от верхнего уровня к нижнему. В приведенном примере .ru является доменом верхнего, или первого уровня.

Связанные с введением предлагаемой конструкции технические задачи будут возложены в первую очередь на провайдеров услуг Интернет (компании, предоставляющие доступ к сети). При этом такой официальный сайт должен содержать определенный, установленный Законом «Об электронной экономической деятельности», перечень сведений о его владельце.

Такими сведениями могут быть: полное и сокращенное фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму, или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; место нахождения, ИНН, почтовый адрес и адрес электронной почты; реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистрировано лицо, и номер его регистрационного свидетельства; наличие лицензии (при соответствующем требовании законодательства), номер лицензии, сроки лицензии, наименование государственного органа, выдавшего лицензию, и т.д.

Приведенная правовая конструкция будет способствовать защите интересов участников электронной экономической деятельности и потребителей, так как разрешит существующую сегодня проблему невозможности идентификации контрагентов. Такая определенность сторон договоров, заключаемых в процессе электронной экономической деятельности, имеет и существенное налогово-правовое значение.

Предлагается установить порядок для открытия ОВС, во многом аналогичный порядку открытия банковского счета. Для этого текст пункта 2 статьи 23 НК РФ должен быть дополнен обязанностью налогоплательщика письменно сообщить в налоговый орган по месту учета «об открытии или закрытии специального предпринимательского веб-сайта – в 10-дневный срок».

В этом случае корреспондирующая обязанность будет возложена и на организацию, осуществляющую администрирование и техническое сопровождение размещенного в сети Интернет ОВС. В будущем указанные обязанности, видимо, должны быть возложены на Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей и (или) лицо – владельца компьютерного сервера, на котором размещен веб-сайт.

Следует учитывать, что российские организации и предприниматели в настоящее время фактически могут открывать веб-сайты в зонах адресации иностранных государств. Следовательно, эффективность предлагаемого правового механизма увеличится с принятием международных актов в сфере электронной экономической деятельности [5].

Список использованной литературы:

  1. Интернет-маркетинг. Учебное пособие / Юрасов А.В., Иванов А.В. – М.: Горячая линия – Телеком. 2013. 246 с.

  2. Каспарян А.Э. Инновационные инструменты повышения конкурентоспособности бизнеса – латеральный маркетинг // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-5. С. 96-99.

  3. Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014. № 35. С. 147-154.

  4. Козырь Н.С., Козенко В.В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет-коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. 2015. № 5 (53). С. 25-31.

  5. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и / или революция. Пер. с анг. –М.: Издательский дом «Вильямс». 2014. – 300 с.

Просмотров работы: 350