Период стагнации переживает сейчас B2B-сегмент рынка электронных книг (электронно-библиотечные системы – ЭБС). Несмотря на продажи ВУЗам и библиотекам и на инфляцию, этот сегмент рынка электронных книг в 2015 г. остался на уровне прошлогодних 500–600 млн руб. Фактически сегодня В2В-сегмент рынка электронных книг (ЭБС) сжимается, теряя и игроков, и клиентов.
В целом оборот электронных книг в России по-прежнему невелик и суммарно по итогам 2015 г. не превышает 3% от объёма рынка печатной книги.
В2В (ЭБС) В2С (потребительский рынок)
Рис. 1. Динамика роста легального рынка электронных книг в России в 2011-2016гг., млн руб.
Источник: компания «ЛитРес».
Согласно прогнозам журнала «Книжная индустрия», объём рынка электронных книг в России в 2016 г. составит 3,1 млрд. руб. что составит 4,4% к обороту книжной отрасли по печатной книге (см. рис. 2).
Рынок печатных книг (В2В+В2С) Рынок электронных книг (В2В+В2С) |
Рис.2 Динамика рынка традиционных и электронных книг в 2011-2016 гг. (Источник: аналитика журнала «Книжная индустрия»).
Согласно данным компании «ЛитРес», ключевыми игроками на рынке электронной книги в России по итогам 2015 г. стали «ЛитРес» (56%) и «GooglePlay» (12%) (см. рис. 3), причем доли этих дистрибьюторов цифрового контента относительно стабильны последние два года.
2013 2015Рис. 3. Распределение долей игроков на рынке электронной книги России в 2013-2015 гг. ( Источник: компания «ЛитРес»).
Каталог электронных книг компании «ЛитРес» по состоянию на декабрь 2015 г. насчитывает 750 000 наименований, в том числе 17% книг на русском языке; ассортимент аудиокниг – 6500 наименований. Основу каталога компании составляет художественная литература (47%) (см. рис. 4). Основными партнёрами компании «ЛитРес» являются издательства «Эксмо», «АСТ», «Манн, Иванов и Фербер», «Альфа-книга», «Ридеро». Ежемесячное количество скачиваний контента в «ЛитРесе» в 2015 г. составило 374 000 (+38% к 2014 г.), а наиболее востребованная клиентами тематика – детективы, эротика, фантастика / фэнтези. Среди предпочитаемых сервисов – приложения «Читай!» и «Слушай!» (для iOS и Android), сайт www.litres.ru (онлайн-чтение, скачивание книг на ридер), приложение для Android «Читай! Бесплатно», приложение MyBook с подпиской на книги.
Рис. 4. Ассортиментная карта компании «ЛитРес», июль 2015 г. (Источник: компания «ЛитРес»).
Основной моделью монетизации электронных книг в России, по данным компании «ЛитРес», остается «оплата за скачивание».
Источник: компания «ЛитРес».
В таблице 1 представлена средняя цена бумажной и электронной книги в России в 2011–2015 гг.
Таблица 1
Средняя цена бумажной и электронной книги в России в 2011–2015 гг.
Годы |
Средняя цена бумажной книги в прайсе издателя, руб. |
Средняя цена реализации бумажной книги в ритейле, руб. |
Средняя цена электронной книги, руб.* |
Сопоставление (бумажный ритейл к цифровой дистрибуции),% |
2011 |
101,70 |
158,71 |
72,46 |
219 |
2012 |
104,21 |
160,83 |
78,60 |
205 |
2013 |
107,73 |
164,84 |
92,68 |
178 |
2014 |
124,43 |
191,09 |
107,65 |
177 |
2015 |
157,40 |
217,18 |
136,78 |
159 |
*Средневзвешенный показатель (текстовый и аудиоформат) по данным компаний «OZON» (до 2014 года), «ЛитРес», «GooglePlay».
Источники: данные проекта «Книжный рынок России – 2010–2016», экспертный опрос (январь 2012/2013/2014/2015/2016 года), аналитика журнала «Книжная индустрия».
Объём продаж электронных книг в «ЛитРес» с 2014 по 2015 г. вырос на 59% и составил 83,4 млн рублей. Средняя цена увеличилась на 33% и достигла 172,8 рубля, а средний тираж составил 4825 экземпляров.
Распределение выручки компании «ЛитРес» и партнёров между электронными и аудиокнигами в 2013–2015 гг. представлено на рис. 5.
В рублях В экземплярах2013 2014 2015 2013 2014 2015
Электронные книги Аудиокниги |
Электронные книги Аудиокниги |
Рис. 5. Распределение выручки компании «ЛитРес» и партнёров между электронными и аудиокнигами в 2013–2015 гг. (Источник: компания «ЛитРес»).
По данным исследования журнала «Книжная индустрия», средний чек покупателя электронного контента у легального поставщика в Рунете в 2015 г. демонстрирует широкий диапазон значений в зависимости от дистрибьютора или тематики контента – от 140 до 192 рублей (средневзвешенный показатель – на уровне 160,67 руб. с динамикой роста + 30% к данным 2014 г.).
На рис.6 представлена динамика средней цены предложения в цифровом и бумажном сегменте книжного рынка России в 2012–2016 гг.
Печатная книга Аудиокнига |
Электронная книга |
Рис. 6. Динамика средней цены предложения в цифровом и бумажном сегменте книжного рынка России в 2012–2016 гг. (Источник: журнал «Книжная индустрия»).
По данным экспертов, основными драйверами роста рынка электронных книг являются:
рост популярности электронной книги
рост тиражности продаваемых в электронном виде наименований
рост средней цены электронной книги вслед за бумажным аналогом
продолжение роста в сегменте аудиокниги
рост модели подписки как в сегменте электронной так и аудио- книги развитие самиздата
рост проникновения цифровой книги в библиотечную сферу
вступившие в силу с 1 мая 2015 года новые поправки к антипиратскому закону. Эффективное использование принятых норм должно позволить рынку электронной книги сохранить высокие темпы роста в 2016-2017 гг.
К сдерживающим факторам развития рынка цифровой книжной дистрибуции в России можно отнести:
снизившийся, но всё-таки по-прежнему достаточно высокий уровень книжного интернет-пиратства;
очевидную монополию в сегменте В2С продаж (успех любой новой закрытой платформы в России зависит от поддержки монополиста по объему портфеля электронных авторских прав – компании «ЛитРес»);
сокращение инфраструктуры, уход с рынка в том числе и сильных игроков (в 2014 году прекратила заниматься электронными книгами компания «OZON» (с момента приобретения доли в «ЛитРес»), а компания «Wexler» – ушла с рынка);
заниженная оценка бизнес-возможностей цифровой дистрибуции владельцами авторских прав;
проведя анализ показателей за предыдущие года и сопоставляя ее с показателями текущего года можно увидеть рост числа предпочитателей электронных книг традиционным бумажным книгам, в силу ее преимуществ;
в республике Дагестан отсутствуют книные электронные магазины, и пользователи в основном используют такие электронные магазины как: «ЛитРес», «GooglePlay», «Ozon»и так далее;
на данный момент в республике насчитывается всего один книжный электронный магазин, который связан с Дагестаном своим местоположением, ассортиментом книг и доставкой;
издательство «Эпоха» спроектировала электронный магазин, который полностью автоматизирован и предоставляет все книги из ассортимента издательства. В основном там размещены произведения известных дагестанских поэтов и писателей, а также религиозные произведения;
данный сайт имеет прайс лист и 15 категорий, которые облегчает пользования сайтом. На сайте размещены книги для бесплатного скачивания, книги из серии «Литературный Дагестан» и так далее;
доставка осуществляется по всему Дагестану и сравнительно быстрее российских аналогов. На сайте имеется функция поиска, облегчающая процесс поиска и заказа нужной книги;
оплату заказов можно проводить как с помощью банковских карт, так и с помощью электронных денег, что также упрощает процесс заказа;
основной уклон на данном сайте сделан любителям дагестанской прозы и очеркам великих дагестанцев.
Список литературы
Гиляревский, Р.С. О тенденциях развития электронных изданий // Книга. Исследования и материалы = The Book. Researches and materials. - М. : Наука, 2008. - Сборник 87/2, С. 17-29.
Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016.