СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ЗА 2013-2015 ГОД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ЗА 2013-2015 ГОД

Магомедалиев М.Ж., Рабаданова Р.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие электронной коммерции в целом и электронной торговли в частности в зарубежных странах идет высокими темпами. С каждым годом электронная торговля все больше укрепляет свои позиции, в качестве современного и перспективного метода ведения коммерческой деятельности. Иностранные продавцы и потребители охотно взаимодействуют друг с другом путем заключения сделок по купле-продаже товаров и оказанию услуг на торговых Интернет-площадках. Наибольшей популярностью среди рядовых жителей Европы и США пользуются Интернет-магазины.

Не так давно аналитики обнародовали результаты исследования на тему широкополосного интернета, который является фиксированным. Оказывается, что среди европейских государств Россия оказалась на первом месте по количеству пользователей этим благом цивилизации. Однако некоторые скептики не преминули отметить, что российских граждан много и самих по себе, поэтому их приверженность кажется очевидной, так как все больше россиян ищут способы выбраться в виртуальную паутину из любой точки страны.

Если же анализировать количество клиентов электронных услуг только по территории Российской федерации, то заметим, что данным видом услуг пользуется не больше половины населения, в то время как в Европе этот показатель доходит до отметки в 80%.

Одной из причин отставания электронной торговли в России является то, что страна очень большая и значительные расстояния между населенными пунктами способствуют высокой стоимости доставки товара. Во-вторых, многие покупатели отказываются от услуг интернет-магазинов, потому что не могут увидеть товар вживую. Однако информационные технологии активно развиваются, что будет способствовать одновременному развитию онлайн-торговли.

Объем российского рынка интернет-торговли материальными товарами за 2014 год составил 560 миллиардов рублей. Еще 85 миллиардов рублей пришлось на сегмент трансграничной интернет-торговли. Таким образом, расходы россиян на покупки материальных товаров в интернет-магазинах в 2014 году составили 645 миллиардов рублей.

Рост российского рынка онлайн-продаж материальных товаров за 2015 год составил 35% (42%, если учитывать также и совершенные россиянами покупки в зарубежных интернет-магазинах). Формально темпы роста остались на уровне показателей предыдущих лет и даже незначительно превзошли их, однако структура роста резко изменилась. Если раньше объем рынка увеличивался почти ислючительно за счет роста количества заказов, то в 2015 году примерно половина номинального роста пришлась на повышение цен (обусловленное инфляцией увеличение среднего чека мы оцениваем в 15%). Реальный рост рынка интернет-торговли в России составил около 17%, что в 1,5 раза ниже показателей предыдущего года (см. табл.3)

Таблица 3.

Основные показатели объема рынка интернет-торговли

Год

Объем рынка, млрд. руб.

Номинальный рост, %

Инфляционный рост, %

Реальный рост, %

2011

180

     

2012

235

31

2

28

2013

315

34

5

28

2014

560

32

5

25

2015

650

35

15

17

Источник:[18]

Исходя из данных таблицы 2 можно заключить, что объем внутреннего рынка электронной коммерции (e-commerce) в России в 2015 г. Достиг 650 млрд.руб. или $10,5 млрд. В рублевом выражении рынок вырос на 16% по сравнению с 2014 г., в долларовом — сократился на 28%, следует из отчета агентства East-West Digital News.

Всего в 2015 г. потребители в России совершили 160 млн. покупок на внутреннем рынке e-commerce — на 10% больше, чем годом ранее. В среднем стоимость заказа составилаp4050, что тоже выше в сравнении с 2014 г. (3750) .

Наиболее высокие темпы роста продемонстрировали: товары для досуга, домашних животных и детей, одежда, обувь и продовольственные товары. С другой стороны, на электронику, бытовую технику, косметику и парфюм сократился в сравнении с 2014 г[6].

По данным Информинг.ру, доходы российских интернет-магазинов за 2015 год увеличились на 5%, а количество заказов сократилось на 17%. Наряду с этим, вдвое выросло количество заказов из-за рубежа - до 135 млн. Вместе с этим, объем трансграничной интернет-торговли за тот же период вырос на 5%, до 219,2 млрд. рублей, а количество посылок из-за рубежа возросло в 2 раза, до 135 млн. Для сравнения: в 2014 году их было 77 млн. На Китай пришлось 90% посылок. В этой связи определился и лидер по посещаемости в России среди интернет-магазинов - китайский «Ali Express» с его 23,8 млн. уникальных посетителей в месяц. На второй позиции оказался российский «Ozon» с показателем в 9,2 млн. посетителей, вслед за ним идет «eBay», у которого зафиксировано 7,4 млн. уникальных посетителей.

Из-за девальвации российской валюты (с 38,5 руб. в 2014 г. до 62 руб. за долл. в 2015 г.), ситуация в долларовом эквиваленте выглядит менее обнадеживающей: объем рынка снизился до 10,5 млрд. долл., что на 28% ниже по сравнению с 2014 г. Стоит отметить, что эти данные не включают международные заказы, доставку еды, а также корпоративные, C2C и MLM покупки.

Значительный потенциал роста все еще возможен, однако, онлайн продажи составляют всего лишь 2% от российского рынка розничных продаж.

Среди быстро растущих по объемам продаж товаров были отмечены товары для спорта и отдыха, товары для животных и детей, одежда и обувь, а также продукты питания. Между тем, электроника, бытовая техника, косметика и парфюмерия пользовались меньшим спросом, чем в предыдущем году.

Экономический кризис в стране привел к тому, что ряд компаний приостановил свою активность. Среди них оказались интернет-аукцион Molotok.ru и Mamagazin.ru, интернет-магазин по продаже товаров для детей, запущенный в 2014 г. с объемом первоначальных капиталовложений в 30 млн. долл.

Из трех компаний, входящих в IQ Oneholding – Utinet.ru, Sotmarket.ru and e96.ru – с трудностями смогла справиться только последняя. Две другие компании не смогли противостоять внутренним проблемам и влиянию экономического кризиса.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что во время кризиса люди покупают больше на собственных «живых» рынках, чем в интернете, даже если цена в них ниже.

Аналитическая компания Data Insight опубликовала отчет по итогам 2015 года в российском e-commerce. Презентация исследования состоялась в рамках саммита «Интернет+Логистика», который прошел в Москве 20 января.

Динамика среднего чека:

  • Рост цен в интернет-магазинах намного отстает от роста курса доллара;

  • Снижается доля дорогих покупок (дорогие товары и/или премиальные бренды и модели);

  • Как результат, рост среднего чека в 2015 г. в рублях для среднестатистического ИМ – менее 15%;

  • Дополнительный эффект: сдвиг спроса от дорогих категорий (БТиЭ) к менее дорогим (одежда, FMCG).

Data Insight приходит к выводу, что 2015 год в целом оказался «вторым годом медленного роста», если только не брать в расчет аномальный период IV квартала 2014 года, когда онлайн-продажи в России показали беспрецедентный всплеск роста — почти до40% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

15 февраля 2016 года журнал «Контур» опубликовал статью, в которой были освещены основные ожидаемые инновационные тренды 2016 года в сфере электронной коммерции. Среди них:

  • Улучшение работы с клиентом через мобильные устройства. Продажи через мобильные устройства растут. Еще недавно возникали различные сложности с тем, чтобы заставить людей покупать через мобильные телефоны и планшеты, но сейчас многие из этих проблем разрешились;

  • Контекст— новая персонализация. Идея заключается в том, что, если вы станете пользователем сайта, он будет запоминать ваши предпочтения. Те же самые инструменты сейчас используются на тех, кто не зарегистрирован или не авторизован на сайте;

  • Аналитика в реальном времени. По мере мониторинга привычек клиента и покупателя вы можете выявлять проблемы в воронке продаж. Проблемы могут быть связаны с процессом оплаты или промокодами. Многие продажи могут «теряться» именно из-за этого. Но если вы можете исправить проблемы сразу и пообщаться с клиентом, до того как он покинет свою корзину покупок, вы можете значительно улучшить показатель конверсии;

  • Видеомаркетинг. Сейчас многие компании переходят на новый уровень, предоставляя клиенту брендовый видеоконтент, который вызывает у покупателя больше доверия. Многие бизнесы, работающие вe-commerce, создали свои каналы на You Tube, в то время как другие используют Instagram или Vine для привлечения внимания потенциального клиента. Существует множество возможностей, чтобы присутствовать там, где находится ваш клиент;

  • Социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие сегодня на подъеме в мире онлайн-торговли. Внедрение современных средств для сотрудничества и социального взаимодействия позволяет клиенту почувствовать, что он является частью творческого процесса. Это значит, что он может получить продукт, о котором действительно мечтает. В2016 году будет появляться больше продуктов, созданных вместе с клиентом, особенно в сегментах одежды и аксессуаров.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что электронная коммерция в области малого предпринимательства в России будет и дальше развиваться несмотря ни на что. Например, согласно прогнозам руководителя "Яндекс. Маркета" Павла Алешина, в 2016 году объем российской интернет-торговли может вырасти на 10%. Это обусловлено не только увеличением количества пользователей Интернет, которое происходит за счет продвижения в регионы, но и растущей в обществе степенью доверия к электронной торговле и пониманием ее преимуществ [6].

Список использованной литературы:

  1. Кудрявцева М. В. Анализ состояния рынка интернет-торговли в 2013-2014 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 71–75.

  2. Магомедова Ш.Х., Гасангусейнов М.Ж. Рынок икт России: состояние развития и перспективы // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум».2013 год. С 5-7

  3. Сорокина Е.С.Глазунова О.А. Перспективы развития электронной коммерции в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. № 7 (204) / том 34 / 2015 С. 58-66.

  4. Авдеева Е. А. Перспективы развития электронной коммерции в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 331-333.

  5. Агофонова А. Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: дис. докт. экон. наук//Самарский государственный экономический университет. 2015. С 123-125

  6. Бочкова Е. В., Галкин В. Д. Основные тенденции развития интернет-торговли в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 841–845.

Просмотров работы: 268