Сегодня банки столкнулись с целым рядом масштабных проблем, включая интеграцию разрозненных приложений, несовершенство инфраструктуры, сложности в развитии клиенто-ориентированных систем и т.д. Автоматизация банковских операций является одним из главных условий успешной деятельности Банка.
Целью курсовой работы является разработка ПО и БД для кассовых операций в банке.
Банк– это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Совокупность действующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровневую, либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях:
а) когда в стране еще нет Центрального банка (ЦБ) (что соответствует ранним этапам развития банковского дела; в этом случае говорить о банковской системе еще рано);
б) когда в стране есть только ЦБ (в этом случае говорить о системе банков вообще не приходится).
Так, наличная совокупность банков может быть организована как одноуровневая, так и двухуровневая, но банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневая.
В рамках настоящей работы передо мной поставлена задача разработки ПО и БД учета кассовых банковских операций.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов является одной из функций любого банка. Оно реализуется в рамках дух комплексов: «Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц», «Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц».
Наиболее нагруженными узлами в системе обработки являются именно отдел РКО физических лиц и отдел РКО юридических лиц ,которые перерабатывают по 61832 и 19690 печатных символов в неделю, соответственно. Таким движением информационных потоков обусловлено наибольшее количество рабочих мест именно в этих отделах, и при всем при этом работники этих отделов не могут обслужить большую половину клиентов обратившихся в банк за день. Очевидна нехватка качественной технологии обработки информации.
Требования к системе в целом:
Система должна автоматизировать все операции по обслуживанию клиентов
Интерфейс Системы должен быть интуитивно понятен специалистам банка
Система должна состоять из двух модулей:
Клиентский модуль. Предназначен для регистрации, поиска и выдачи данных.
Модуль Отчетов. Для отображения отчетов.
В Банке ведётся архив, в котором хранятся все документы, образующиеся в процессе деятельности Банка и подлежащие хранению.
Разрабатываемый нами программный комплекс предназначен для автоматизации работ по кассовому обслуживанию клиентов и ведения базы данных.
Разработанная нами программа состоит из ряда компонентов:
экранные формы;
файлы справок;
отчетные формы для вывода данных на экран и печать;
программные модули, осуществляющие обработку входной и выходной информации, а также для создания удобного пользовательского интерфейса.
Программа содержит следующие экранные формы: главная форма, форма для ввода логина и пароля , форма для ввода данных для поиска по базе данных, форма для выбора счета клиента, форма для выбора и проведения операций , форма для редактирования данных клиента, форма для работы со счетами , форма для редактирования пользователя.
Разработанная нами программа содержит следующие основные модули, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Модули программы
№ |
Наименование модуля |
Назначение модуля |
1 |
Unit1 |
Предназначен для вывода на экран окна с главным меню |
2 |
Unit2 |
Выводит на экран формы для ввода данных и поиска их по базе данных |
3 |
Unit3 |
Выводит форму выбора счета клиента |
4 |
Unit4 |
Открывает форму для выбора и проведения операций |
5 |
Unit5 |
Предназначен для вывода формы для редактирования данных клиента |
6 |
Unit6 |
Предназначен для вывода формы журнала операций |
7 |
Unit7 |
Предназначен для вывода н экран формы для работы со счетами |
8 |
Unit8 |
Выводит форму для редактирования пользователя |
В программе использована база данных MSAccess – BD.mdb, которая содержит следующие таблицы:
tb.Client – таблица для хранения данных о клиентах банка(см. таблицу 19);
tb.Oper – таблица для хранения данных о операциях со счетами (см. таблицу 20);
tb.Schet – таблица для ввода новых операций;
tb.TypeOper– таблица для выбора типа операции ;
Таблица tb.Client содержит данные о клиенте (юридическом и физическом лице). Эта таблица предназначена для поиска клиента по реквизитам ФИО, и данные.
Поле ID означает идентификационный номер клиента.
Поле famозначает фамилию клиента.
Поле namозначает имя клиента.
Поле partозначает отчество клиента.
В поле dann мы относим клиента к физическому и юридическому лицу.
Таблица 2.
tb.Client
Поле |
Описание |
Тип и длина поля |
Id |
№ записи |
Счетчик |
fam |
Фамилия |
Текстовый (255) |
nam |
Имя |
Текстовый (255) |
patr |
Отчество |
Текстовый (255) |
dann |
Физ-е или юрид-е лицо |
Текстовый (255) |
Таблицаtb.Oper содержит данные о проводимых операциях. Сюда вводятся номер счета, тип операции и сумма. Таблица предназначена для выполнения операций со счетами.
Поле ID означает идентификационный номер клиента.
Поле Id.Schetсодержит номер счета клиента.
В поле Typeможно выбрать тип операции.
В полеSummaвводится сумма , с которой производится операция.
Структура данной таблицы приведена в таблице 20 :
Для запуска программы запустить исполняемый файл «Project1.exe».
Перед вами откроется окно программы с главным меню.
Главное меню состоит из следующих пунктов:
Клиент;
Документы ;
Справка.
При выборе пункта меню «Клиент» главного окна появляется выпадающий список, состоящий из следующих пунктов: «Выбор клиента», «Работа со счетами».
При выборе пункта «Выбор клиента» открывается на экране окно, которое содержит вкладки «Физические лица» и «Юридические лица» , в которых вводятся данные для поиска в базе данных.
Рис .4. Окно для ввода данных для поиска по базе данных
Здесь находится 4 кнопки: « Поиск », «Редактировать », «Счета», «Закрыть» .
При нажатии на кнопку «Поиск» , открываются данные физического или юридического лица которого мы ввели.
При нажатии на кнопку «Счета» открывается окно со всеми счетами клиента, в котором расположены 2 кнопки «Операции» и «Закрыть».
Рис.5. Счета клиента
При выборе кнопки « Операции» , отрывается окно выбора операции ,где можно напечатать отчет проведенной операции и провести операцию.
Рис.6. Операции со счетами
При нажатии кнопки « Закрыть » закрывается текущее окно.
Рис.7.Операции со счетами
При нажатии на кнопку « Закрыть » происходит закрытие окна.
В данной работе мы рассмотрели проблему автоматизации банковской системы в целом и в частности задачу автоматизации расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц. Можно сделать вывод, что проблема автоматизации банковской деятельности является очень актуальной на данный момент.
Использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе.
Разрабатываемый нами комплекс предназначен для автоматизации работ по обслуживанию клиентов в банке и ведения базы данных.
В системе реализован удобный интерфейс, в виде горизонтального главного меню и ниспадающего вертикального. Для работы с этой программой от пользователя требуются лишь навыки работы в среде Windows. Ввод исходных данных в программу осуществляется в естественной форме без ограничений. Выходные документы и расчеты, производимые в программе выполняются автоматически. Проект построен по модульному принципу, и состоит из почти десятка модулей и форм непосредственных расчетов и ввода информации. Для выходных документов предусмотрено формирование отчетов. Таким образом, программа позволяет быстро и оперативно получить информацию о счетах клиентов , а также открыть новее и выполнить операции над открытыми счетами.
Разработанная нами программа спроектирована в объектно-ориентированной среде программирования Borland Delphi 7.0. Выбор этой среды объясняется простотой разработки приложений, удобный интерфейс позволяет легко работать с визуальными компонентами. Открытая архитектура Delphi позволяет применять встроенный стандартный набор инструментальных средств, как в процессе создания приложений, так и для расширения и развития базовых возможностей самой системы.
В качестве СУБД был выбран пакет MSAccess 2007. Данная СУБД является наиболее оптимальным вариантом и удовлетворяет требованиям поставленной задачи. Эта СУБД отличается удобством использования, простотой разработки базы данных, не требует серьезных профессиональных знаний.
Список использованной литературы:1.Адамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. Учебное пособие. – Махачкала: Изд.-полигр, Центр ДГУ,2005.-70с.;
2.Архангельский А.Я. «Delphi 7» Справочное пособие. – М.: БИНОМ, 2005.- 1024 с.
3.Вендеров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352с.;
4.Культин Н.Б. «Delphi в задачах и примерах» - СПб.: БХВ - Петербург, 2005.-288 с.: ил.
5.Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 528 с.
6.Фаронов В.В. «Система программирования Delphi» - СПб.: БХВ - Петербург, 2005.-912 с.: ил.
Официальные документы:
1.Инструкция 1-3 р от 16.10.2006г. ”О порядке совершения в Сберегательном банке России операций по вкладам физических лиц”.
2. Протокол №7 от 18 июня 2007 г. “Положение о дополнительном офисе №011 Северо-Кавказского банка Сбербанка России''.
3. Протокол №17 от 24 июня 2005г “Устав акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской федерации ”
7