МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Хирамагомедова Р.М., Рабаданова Р.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значимость общественных отношений, возникающих в связи с появлением Интернета, ни у кого не вызывает сомнения. Объективная потребность в правовом регулировании новой отрасли обусловила возникновение новой юридической специализации — интернет права.

Вопросы нормативного регулирования глобальных сетей, и в частности Интернета, носят лишь постановочный характер, однако некоторые страны уже имеют опыт разработки и принятия правовых норм для урегулирования отношений, связанных с работой в Интернете. Так, в Германии и США уже принят закон «Об электронной цифровой подписи», в России существует законопроект о ней. Распространение запрещенной информации через Сеть привело к тому, что в Австралии были приняты законы, направленные на урегулирование содержания информации в глобальной сети, в Германии работает закон «Об ответственности провайдера».

Занимаясь правотворчеством в новой области, следует учитывать ее специфику и существующие разработки юридической науки.

Для урегулирования глобальных сетей будут, по всей видимости, разрабатываться правовые нормы интернет права, которые нельзя будет отнести ни к публичной отрасли, ни к частной, так как здесь в одинаковой мере затрагиваются интересы и государства, и отдельного индивида.

Правовое регулирование в обществе возникает там и тогда, где и когда зарождаются новые общественные отношения и связи, которые в соответствии со своей социальной значимостью требуют нормативного обеспечения. В интернет праве интересы государства и общества затрагиваются, прежде всего, когда в Сети происходит размещение несанкционированной или ложной информации.

Частные интересы преобладают при проведении регистрации доменных имен, защите интеллектуальной собственности. Очень динамично развивается электронная коммерция, содержащая огромный массив неразрешенных вопросов законодательного регулирования. В первую очередь это касается вопросов относительно порядка проведения расчетов между продавцом и покупателем, вопросов налогообложения, криптографической защиты и применения электронной цифровой подписи. Рассматривая проблемы правового регулирования электронной коммерции, нельзя сказать о преобладании публично правовых либо частноправовых отношений, поскольку глобальной сетью Интернет в одинаковой мере затрагиваются как частные, так и публичные интересы.

Федеральное законодательство уже сейчас включает в себя около 50 законов, относящихся так или иначе к проблемам Интернета; но российские хакеры, мошенники специалисты по кредитным картам и просто жулики этого не пугаются, так как 90% нарушений и преступлений в области авторского права, незаконного доступа к системе закрытой информации не могут преследоваться по закону ввиду пробелов в законодательстве.

В 2000 г. Министерство связи РФ, Министерство торговли РФ и Министерство финансов РФ подготовили коллективный труд, посвященный вопросам развития электронной коммерции в России и получивший название «Проект Федеральной программы развития электронной торговли». Вслед за этим, очевидно, появятся новые законодательные акты и, возможно, бюджетные деньги, которые предстоит освоить российским электронным коммерсантам.

В феврале 2003 г. Председатель Правительства М. Касьянов подписал распоряжение о разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая охватывает все сферы информатизации. «Белая книга информационных технологий», которую готовит экспертный совет под руководством А. Илларионова, должна стать доктринальным документом, определяющим продвижение России к информационному обществу. Очень важно было бы сформировать при Правительстве совет по внедрению информационных технологий, какие уже есть в развитых странах.

На Западе использование Интернета органами управления рассматривается как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти. Вот почему к популярным в Интернете обозначениям «В» и «С» (что означает соответственно «бизнес» и «потребитель»), давно использующимся во всяких сочетаниях (В2В, В2С...), теперь прибавилось новое — «в». Как и раньше, в случае с В2В и В2С, сейчас многие ожидают, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволит снизить издержки на содержание государства, улучшит взаимодействие органов государственной власти друг с другом и с гражданами. А созданием «электронного правительства», как считают многие политики, повысится уровень «прозрачности» власти за счет нового качества обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом.

По сути дела, речь идет о смене парадигмы государственной власти. «Мировой опыт показывает, что модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура», — считает И. Агамирзян, руководитель Восточноевропейского отдела по связям с научно исследовательскими организациями Microsoft Research, представитель российского бизнеса в группе DOT Force.

Несмотря на большую практику реализации товаров через интернет-магазины, действующее законодательство не имеет общих правил электронной торговли. В связи с этим, перед правительством стоит задача формирования эффективного нормативно-правового регулирования системы электронной коммерции.

Основной документ, который регулирует электронную торговлю –Типовой закон об электронной торговле. Этот закон был разработан и утвержден в 1997 году комиссией ООН по праву международной торговли– ЮНСИТРАЛ. Также, внимания заслуживает руководство по его применению. Согласно этому закону, стороны, заключившие сделку посредством глобальных компьютерных сетей, не могут ставить ее под сомнение только потому, что она заключена электронным способом.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН к типовому закону впервые сформулировано определение электронной торговли – заключение сделок с помощью электронного обмена данными.

Правительство США выступает в качестве наиболее активного сторонника отмены таможенных пошлин и тарифов во всех странах. Многие другие страны, включая страны - члены ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении того, что электронная торговля должна быть освобождена от новых форм налогообложения, в том числе таможенных тарифов. Кроме того, сложилось единое мнение о том, что сокращение или отмена торговых тарифов будет только способствовать развитию международной торговли и выгоде для всех стран [1].

Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, которую разделяют развивающиеся страны. Они считают, что их промышленности будет нанесен ущерб, если свободная торговля будет разрешена до того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках. Отсутствие согласованной позиции по вопросам электронной торговли в рамках ВТО привело к введению ВТО моратория на таможенные пошлины на электронные сделки.

Некоторые учёные считают, что международно-правовое регулирование электронной коммерции должно осуществляться с помощью международного договора особого рода.

Действительно, установление единых положений относительно электронной коммерции в одном документе позволит унифицировать правовые нормы. При этом будет сложно выработать текст конвенции, который бы устроил большинство государств, не говоря уже о том, что конвенция не способна предусмотреть все аспекты рассматриваемого феномена. Что касается особенностей данной конвенции, то здесь допустимы различные подходы. Так, возможно принятие рамочного документа, который бы закреплял исключительно общие принципы и механизмы регулирования электронного оборота [2].

Однако это не позволит достичь унификации, так как такая конвенция не сможет внести изменения в иные международные соглашения без ссылки на них. Другой вариант предусматривает наряду с разработкой единого международного договора, внесение изменений во все акты, в которых используются понятия «документ», «письменная форма», «подпись» и т.п. Такой механизм хотя и допустим, но требует значительного количества временных и материальных затрат при наличии риска, что государства и вовсе не договорятся [3].

Типовой закон призван оказывать государствам помощь в реформировании и обновлении их законодательства об арбитражной процедуре, с тем чтобы учесть особые черты и потребности международного коммерческого арбитража. Он охватывает все этапы арбитражного процесса: от заключения арбитражного соглашения, определения состава арбитражного суда и решения вопросов, связанных с его компетенцией и масштабами возможного вмешательства со стороны судов общей юрисдикции, до вопросов признания и приведения в исполнение арбитражного решения. Закон отражает достигнутый во всемирном масштабе консенсус по ключевым аспектам практики международного арбитража, принятой во многих государствах мира, представляющих все регионы и обладающих различными правовыми и экономическими системами.

7 июля 2006 года ЮНСИТРАЛ приняла поправки к статьям 1 (2), 7 и 35 (2), а также новую главу IV A взамен статьи 17 и новую статью 2А. Пересмотренный вариант статьи 7 направлен на модернизацию требования о форме арбитражного соглашения с целью приведения его в более полное соответствие с современной международной договорной практикой. В новой главе IV A предусмотрен более всеобъемлющий правовой режим, регулирующий вопросы обеспечительных мер, выносимых в поддержку арбитражного разбирательства. Начиная с 2006 года стандартным вариантом Типового закона является пересмотренный вариант.

Список использованной литературы:

  1. Гаврилов, Л.П. Основы электронном бизнесе и бизнеса: учебное пособие / Л.П. Гаврилов. – М.: Солон-пресс, 2014. – 169 с.

  2. Попов Л.Л. Информационное право: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В.Тихомиров. М., 2013.- 196с.

  3. Решетько Н.И. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественного инфокоммуникационного комплекса // Инновации в науке. – 2013. – № 28. – С. 172-175.

  4. Черноиванов А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Там же. - 2012. - № 8. - С. 155-161.

  5. Юрасов, А.В. Основы электронном бизнесе . Учебник / А.В. Юрасов. – М.: Горячая линия-Телеком. 2015. – 480 с.

Просмотров работы: 330