САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Осипова А.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуализация ценностного отношения ко времени, развития установки на сознательное построение собственной жизни – важная педагогическая задача, которая демонстрирует собой постижение культуры времяпрепровождения. Проблема самоорганизации свободного времени является значимой, поскольку от нее в значительной мере зависит успешность молодого человека в последующей взрослой жизни. Сегодняшним детям и в их взрослом будущем предстоит осваивать профессии, которых сегодня еще нет. Нахождение себе занятия, за которое будут платить деньги, станет для будущего поколения основной, а отношение к труду, определится как отношение к процессу, дающему немедленное удовлетворение, то есть приносящему удовлетворение в ходе осуществления деятельности. Труд станет способом самовыражения,так как в труде человек находит удовлетворение главной жизненной потребности – обретение смысла жизни [2].

Неорганизованность современных школьников во многом является следствием существования разнообразных «поглотителей» «похитителей» времени школьника, таких как:

– отсутствие приоритета в планируемых делах;

– отсутствие полного представления (необходимых знаний, умений, навыков) о предстоящих задачах и путях их решения;

– отсутствие тайм-менеджмента (распорядка дня);

– неспособность сказать «нет» друзьям;

– отсутствие самодисциплины (самоорганизации, самоуправления);

– неумение довести начатое дело до конца.

Поэтому одним из приоритетных направлений повышения качества образования является развитие умений самоорганизации школьников во внеурочной деятельности.

Как научить школьников планированию собственной деятельности? Этот вопрос предлагается к рассмотрению в данной статье.

Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе со взрослыми. Она развивается через решение постоянно усложняющихся жизненных задач. Поэтому в работе с детьми следует исходить из понятий «сам», «самостоятельно».

Самостоятельность не возникает сама по себе, она развивается и воспитывается. Особую роль в этом процессе играет дополнительное образование.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Большинство школьников считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. Самостоятельно – «Значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя» [1]. Психический облик личности С.Л. Рубинштейн рассматривает, отвечая на три основных вопроса:

Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремиться?

Что он может? (Его способности, дарования, одаренность)

Чтоонесть? (Не только характер человека)

Развитие у детей способности самостоятельно организовывать время своей жизни одна из важных задач современного образования.

Самоорганизация – это «упорядочивание» элементов системы и создание равновесного состояния, в котором каждому элементу найдется свое функциональное место. Процесс самоорганизации включает в себя этапы:

– анализа ситуации, выявления проблемы, обнаружения противоречия;

– определения стратегии (куда двигаться) и постановка цели (чего достичь);

– разработка плана действий и поиска ресурсов;

– организация и осуществление запланированной деятельности;

– подведение итогов и анализа эффективности деятельности.

Выделяют следующие умения самоорганизации образовательной деятельности школьника:

– умение определять цель задания;

– умение планировать задание;

– умение целесообразно выполнять задание;

– умение контролировать ход и результаты задания;

– умение оценивать ход и результаты задания.

Как педагогу побудить школьников к планированию собственной деятельности? Как научить их самоорганизации образовательной деятельности? Данные вопросы часто являются ядром задач, которые предстоит решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности.

Педагогу, прежде всего, следует ознакомиться с психологическим портретом каждого воспитанника. Данный шаг осуществляется с целью построения индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, путем решения двух задач:

1) фиксации и впоследствии развитии тех качеств личности, которые даны ребенку от природы;

2) формирования качеств личности, которых не достает ребенку для успешного личностного становления.

Педагогу необходимо обратить внимание самого воспитанника на те качества личности, которые даны ему от природы, и помочь воспитаннику в развитии этих качеств. Так же необходимо показывать воспитанникам смысл и значение тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя, потому как это является важным условием, приводящим к более гармоничному проявлению данных от природы способностей личности и улучшению результатов образования.

Другим побуждающим к самоорганизации импульсом может стать публичная рефлексия деятельности ребенка после каждого занятия, включая проявление у него лидерских, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято, как предоставление этим воспитанникам шанса сравняться с другими.

Еще одним фактором, закрепляющим навыки самоорганизации, может стать достаточно строгий самоконтроль за выполнением поручений, заданий и обещаний. Здесь архи важную роль выполняет последовательность и настойчивость самого воспитанника в запуске самопроцессов.

Совпадение целей педагога, воспитанников и их родителей – важнейшее условие успеха педагогического процесса в научении самоорганизации собственной деятельности.

Помимо вышеперечисленных путей побуждения воспитанника к самоорганизации и способов научения его планированию собственной деятельности, так же необходимо представить алгоритм стандартных действий, способствующий повышению уровня самоорганизации.

1. Поделить запланированные дела на части.

2. Выполнять дело последовательно, не забегая вперед.

3. Составить список возможных путей выполнения дела.

4. Определить, где можно взять дополнительную информацию, чтобы иметь необходимые знания, умения и навыки для успешного выполнения запланированного дела.

5. Обратиться за помощью, если у Вас возникли трудности при выполнении дела. Обязательно вначале четко сформулируйте: что именно у Вас не получается.

Самое важное в выполнении любого дела – тщательное его планирование, планирование этапов, подбор оптимальных средств и методов.

После выполнения любого дела, важным моментом является анализ всего проделанного для того, чтобы впоследствии что-то скорректировать.

Эффективность развития процесса самоорганизованности также обусловлена рядом психолого-педагогических условий. К ним относится специальное конструирование содержания развивающих игр, упражнений, которые отличаются обогащенным психологическим наполнением и вариативностью их использования, обеспечение индивидуально-дифференцированного похода к учащимся с разными уровнями развития самоорганизованности, а также специальная подготовка педагогов к работе по развитию школьников.

Таким образом, развитие умений самоорганизации образовательной деятельности, является одним из приоритетных направлений повышения качества образования. Данная проблема актуальна в связи с ее значимостью для самого воспитанника, для саморазвития его личности и для общества в целом. Разумная самоорганизация своей деятельности не только сможет привить умения и навыки разумной, рациональной, творческой организации своего свободного времени, но и создаст необходимые предпосылки для развития личности в дальнейшем.

Литература:

  1. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

  2. Иванова, В. М. Аксиологические основания процессов самовоспитания и самоактуализации в конструировании инфраструктуры знаний [Электронный ресурс] / Иванова В. М. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29-31 янв. 2014 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург,2014. - . - С. 2587-2594.

  3. Иванова, В. М. Принцип самоактуализации студентов в процессе самоорганизации учебной деятельности/В. М. Иванова//Вестник Оренбургского государственного университета. -2006. -№12. -С. 4 -9. -ISSN 1814-6457

  4. Иванова В.М. Образовательная поддержка как средство развития процесса самоактуализации студентов/В.М. Иванова//Образование и саморазвитие. -2008. -№ 2 (8). -С. 19 -24.

  5. Иванова В.М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов/В.М. Иванова//Сибирский педагогический журнал. -2008. -№ 4. -С. 207 -215.

Просмотров работы: 1345