ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Терехина А.А. 1, Милованова Л.А. 2
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,
2ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленная на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [1].

Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Цель профориентации в начальной школе – расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда [3].

Профориентационная работа в начальных классах может быть реализована в разных видах деятельности: экскурсиях, тематических классных часах, праздниках, беседах, а также в проектно-исследовательской работе.

Проектно-исследовательская деятельность – это познавательная, учебная и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, представленной в виде проекта [2]. Целью проектно-исследовательской работы в начальной школе является стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Метод проектов может быть эффективным инструментом в работе учителя и по профессиональной ориентации учащихся. Работа над проектами позволит детям не только познакомиться с миром профессий, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, но и приобрести умения решать проблемы, планировать свои действия, формировать навыки самостоятельной работы и работы в команде.

В начальной школе детям предлагается создать проект «Профессии моих родителей». В этом проекте учащиеся должны узнать более подробно о профессиях мам и пап, дедушек и бабушек. Чья профессия им нравится больше и почему. Также в этот проект они могут включить видеофрагмент о том, как проходит их рабочий день, рисунок или другую творческую работу.

Существуют определенные требования к учебному проекту:

1. Важно наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, другими словами, с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации.

Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень определенных действий с указанием выходов и сроков.

3. Проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Характерный признак проектной деятельности – поиск информации, который затем будет обработан, осмыслен и представлен участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Результатом проектной деятельности по профориентации могут быть: альбом, газета, журнал, справочник профессий, макет, доклад, мультимедийный продукт в виде экскурсий, либо документального фильма. Формами представления работы могут выступать отчёты, деловые игры, инсценировки, виртуальные путешествия.

Таким образом, проектно-исследовательская работа младших школьников по профориентации определена Федеральным государственным образовательным стандартом, который предполагает развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации школьников.

Список литературы:

1. Иванова, Е.М. Профессионализация и профориентация [Электронный ресурс] / Е.М. Иванова. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2228931/ (дата обращения 22.12.2016).

2. Кормачева, Н.Н. Проектная деятельность детей в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Н.Н. Кормачева. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-.. (дата обращения 22.12.2016).

3. Мухамеджанова, З.Б. Профориентация младших школьников: возможности проектной деятельности [Текст] / З.Б. Мухамеджанова // Начальная школа. – 2014. – №5. – С.40-41.

Просмотров работы: 1003