ПРОФОРИЕНТАНЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФОРИЕНТАНЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Кузьмичева А.Ю. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профориентационная работа в начальной школе – это формирование у младших школьников готовности к профессиональному самоопределению. Одна из главных целей, которую преследует профориентационная работа в начальной школе – это знакомство младших школьников с миром профессий. Именно в этом возрасте необходимо формировать интерес и знакомить с миром профессий, воспитывать уважительное отношение к труду.

Существуют различные формы проведения профориентационной работы в начальной школе. Одной из наиболее эффективных форм, на наш взгляд, является экскурсия.

С точки зрения педагогики, экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, на выставке, в музее, в поле и т.д. [1]. Экскурсии помогают детям наблюдать за социальной средой. Основная цель уроков-экскурсий – формирование у младших школьников представления об явлениях и предметах окружающего мира в реальной обстановке. В дальнейшем эти представления используются как основа для формирования практических умений и знаний в жизни.

Основываясь на принципе наглядности, экскурсия способствует формированию у младших школьников знаний о профессиях. В процессе знакомства с миром труда и профессий у учащихся развивается наглядно-образное мышление, память, произвольное внимание.

Для того, чтобы экскурсия была наиболее эффективной формой профориентационной деятельности в начальной школе, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. использование занимательного материала;

  2. организация встреч с представителями различных профессий;

  3. дополнительная информация о профессии (качества работника, условия труда и т.д.).

При организации экскурсии следует соблюдать определенные правила:

  1. родители учащихся должны быть осведомлены об экскурсии;

  2. численность группы не должна превышать 25 человек;

  3. перед осмотром объектов необходимо ознакомить учащихся с планом осмотра, с правилами техники безопасности;

  4. объекты следует выбирать так, чтобы их осмотр был безопасным;

  5. в заключение экскурсии необходимо подвести итог, дать творческое задание на дом.

Подготовка организации экскурсии по профориентации предполагает следующие этапы:

  1. выбор места проведения экскурсии;

  2. подготовка учителя к организации экскурсии;

  3. подготовка специалиста организации к проведению экскурсии;

  4. подготовка учащихся к получению новой информации.

Необходимо выделить следующие виды экскурсий, проводимых в рамках профориентационной работы в начальных классах:

  1. Обзорные и ознакомительные экскурсии, цель которых – знакомство младших школьников с ролью организации, предприятия, учреждения, с условиями и характером работы. В результате учащиеся получают не только знания об организации, но и эмоционально-положительное отношение к ней, к людям этой профессии. Для того чтобы не вызвать у детей негативную реакцию, необходимо учитывать возрастные особенности данного возраста и не давать чрезмерно большой объем нового материала. Продолжительность такой экскурсии не должна превышать 45 минут, а комментарии экскурсовода должны быть краткими.

  2. Тематические экскурсии проводятся с целью ознакомления младших школьников с одной конкретной профессией в производственных условиях. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления школьников. Задача, решаемая в ходе тематической экскурсии, заключается в том, чтобы привить навыки и умение самостоятельно анализировать профессию.

При определении тематики экскурсий необходимо учитывать изучение отдельных тем школьных предметов. Экскурсии на одно и то же предприятие проводятся по этапам, последовательно:

1) знакомство с предприятием (организацией) в целом;

2) знакомство с основными профессиями;

3) знакомство с основными объектами производства;

4) знакомство с трудом вспомогательных служб [2].

  1. Профессиографические экскурсии – это экскурсии, в ходе которых обучающиеся получают и анализируют профессиографическую информацию в определенных условиях профессиональной деятельности, раскрывают содержание и суть профессии. Школьники сами анализируют профессию, знакомятся с условиями труда, с качествами личности, которыми должен обладать представитель данной профессии. Перед проведением экскурсии необходимо разбить класс на группы (критериями будут служить интерес, способности и склонности детей). Каждая группа не должна превышать 15 человек.

Перечень вопросов, на которые должен обратить внимание экскурсовод при проведении экскурсии:

1. Знакомство с профессией и ее значение. История развития профессии. Потребность в профессии. Значение ее в наши дни. Связь этой профессии с другими профессиями.

2. Содержание труда по специальности. Внешнее содержание трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют большого физического напряжения и т.д.

3. Требования к человеку. Качества, которыми должен обладать специалист. Предварительная разработка экскурсии даст возможность учителю проводить экскурсию плавно, целенаправленно, с учетом не только психологических особенностей младших школьников, но и условий безопасности.

Успех экскурсии во многом зависит не только от правильной ее организации, но и от того, насколько творчески к этому вопросу подойдет учитель. У каждой группы детей свои возрастные особенности, способности и интересы, которые необходимо учитывать в первую очередь.

Список литературы:

  1. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

  2. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.К. Степаненков. – Минск: Асвета, 1993. – 344 с.

Просмотров работы: 659