ВИКТОРИНА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВИКТОРИНА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пленерт В.В. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодое поколение, с целью подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научное обоснование выбора профессии.

Профессиональная ориентация в начальной школе – это система учебно-воспитательной работы, рассматривается в трудах отечественных ученых Л.А. Йовайша, Е.А. Климова и др. Основным содержанием профориентации в начальной школе они считают формирование у школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям [3, c.34].

Проблема в выборе профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а на данный момент она особо актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

В жизни абсолютно каждого человека профессиональная деятельность занимает главное место. Родители задумываются о будущем своего ребенка с самых первых шагов, внимательно следя за его интересами, стараясь предопределить дальнейшую его судьбу, в том числе и профессиональную.

Обучение в школе выявляет избирательное отношение к учебным предметам, у отдельных детей очень рано обнаруживается особый интерес к некоторым предметам, склонность к определенному виду деятельности.

Младший школьный возраст рассматривают как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [2]. У ребенка 7-10 лет представления о профессиях ограничены, пока его жизненный опыт не богат – работа родителей, ближайших родственников, об их профессиях дети знают, как правило, очень мало и весьма поверхностно.

Главная задача педагога – помочь обучающимся выявить свои интересы к определенным профессиям, выбрать одну, которая должна приносить не только чувство удовлетворенности, но и чувство полезности.

Викторина – это одна из форм профориентационной работы, которая может проводиться как в устной форме (беседа), так и в письменной (задачи, требующие решения). Ее цель – расширить представление младших школьников о многообразном мире профессий.

Задачами викторины являются: закрепление знаний по каким-либо профессиям, развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе, формирование представлений о мире профессий и их требованиях.

В профориентационной работе можно использовать следующие викторины.

Проводя викторину «Выдуманные профессии», можно определить у младших школьников, сколько они знают профессий и их основные характеристики. Каждой команде предлагаются карточки, за 5 минут учащиеся должны выбрать из списка ту профессию, которой не существует, и постараться объяснить, почему же именно эта профессия является выдуманной.

Задачей викторины «Угадай профессию» ставится отгадать профессию, зашифрованную в иллюстрации.

Викторина «Мир профессий».

  1. Врач, сталевар, повар, секретарь – это… Ответ: Профессии.

  2. Кто обучает школьников основам различных наук? Ответ: Учитель.

  3. Кто является главным в лесу, не считая животных? Ответ: Лесник.

  4. Кто пишет книги? Ответ: Писатель.

  5. Кто шьет одежду для нас? Ответ: Портной.

  6. Какое из понятий шире: специальность или профессия? Ответ: Профессия.

Викторина «Анаграмма». В качестве анаграммы детям дается зашифрованная профессия, переставив буквы, они могут ее прочитать: АЗОГОТКВА (заготовка), ГОКЭЛО (эколог), АЛМЯР (маляр), ДЬМЛОЕ (модель).

Викторина «Узнай профессию по описанию». Класс делится на команды, из каждой команды выбирается командир, который описывает своей команде любыми способами загаданную профессию.

Выбор профессии является главным этапом в жизни каждого человека. При выборе профессии стоит учитывать свое желание, интересы, склонности.

Благодаря профориентационной работе в начальной школе, которая представлена различными формами (дидактические и ролевые игры, конкурсы и викторины, беседы со специалистами, общественно полезный труд, тематические экскурсии в организации, где трудятся родители, семейные праздники и др.), у младших школьников начинает формироваться представление о многообразном мире профессий, осознание его роли в общественной жизни, ответственное отношение к трудовой деятельности. Разнообразные формы профориентационных занятий способствуют правильному и осознанному выбору профессии, развивают интерес к будущей профессии.

Список литературы:

1. Антоненко, А.А. Программа «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. – 1996. – №4. – С. 48-59.

2. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т.Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 221. – С. 34-36.

3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] : Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

Просмотров работы: 697