Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся как на уроках, так и во внеурочное время для подготовки их к сознательному выбору профессии.
Выбор профессии является жизненно важным вопросом. Задача учителя начальных классов – помочь школьникам правильно определить свое место в жизни.
Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью:
– расширения первоначальных представлений о роли труда в жизни человека;
– расширения первоначальных представлений о различных профессиях;
– предоставления возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.
К задачам профориентационной работы в начальной школе относятся:
– знакомство учащихся с различными видами профессий;
– формирование конкретных и наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
– воспитание трудолюбия, бережного отношения к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;
– развитие интереса к различным профессиям.
В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы:
1) организация профориентационной работы на уроках;
2) организация профориентационной работы во внеурочное время:
– экскурсии;
– тематические классные часы;
– беседы с детьми;
– проекты;
– конкурсы;
– игры;
– внеклассные занятия.
Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
Для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.
На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах. Активное участие принимают родители, которые рассказывают о своих профессиях. Организация экскурсий, встречи с людьми разных профессий способствуют решению задач профориентационной работы в начальной школе.
В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия, большой интерес вызывают у детей.
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.
Список литературы:
Профориентация учащихся как одно из направлений реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] / [Режим доступа: http://mosmetod.ru/files/metod/SPO/prezent_spo/6_pr_itog_15.pdf]. – 23.12.16.