ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Клепикова Е.А. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профориентационные занятия для младших школьников направлены на создание у них конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.

Развивать представление младших школьников о мире профессий можно на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии и других. В ходе обучения можно использовать различные приемы работы: сочинения о будущей профессии, совместные творческие дела профориентационной направленности, разноуровневые задания на уроках, психологические игры.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться посредством проведения мини-бесед о профессии, о которой говорится в условии задачи либо при ее решении, а также показать роль и значимость данного предмета в жизни и деятельности людей [3].

Уроки окружающего мира существенно влияют на решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесник, лесничий, строгальщик в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить анаграмму или кроссворд, в котором по вертикали зашифрована профессия, а по горизонтали – предметы его труда.

На уроках русского языка для младших школьников можно подобрать задания, связанные с определенной профессией. Например, при проведении словарного диктанта можно использовать названия следующих профессий: директор, воспитатель, полицейский, врач, агроном, токарь, учитель, водитель. Школьники записывают слова, ставят ударение и подчеркивают безударные гласные, которые нужно запомнить. Данное задание можно представить в игровой форме. Например, помоги тигру правильно расставить буквы: в…сп…татель, учит…ль, в…дитель, п…л…ц…йский. Также на уроках русского языка учитель предлагает детям карточки с названиями различных профессий, учащиеся должны написать в своих тетрадях 4-6 предметов труда (например, врач: бинт, таблетки, вата; учитель: указка, мел, интерактивная доска и т.д.).

На уроках литературного чтения знания младших школьников пополняются первоначальными представлениями о том, какую роль играет труд в жизни взрослых. Например, в книге А. Маркуша «Кто ты?» автор очень подробно останавливается на таких профессиях, как лесничий, повар, строитель, сталевар, капитан дальнего плавания, летчик, радист, почтальон, слесарь-сборщик. Книга написана простым, доступным языком. Кратко описаны яркие характеры героев, представленных профессий. В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях, занятых ими.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии, которые вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания. Например, на уроках технологии можно познакомиться с профессиями строителя, плотника, инженера, построив дом из веток и бревен. Изготавливая торшер, мебель, посуду, можно научить детей создавать уют в доме. При знакомстве с тканью и нитками можно в качестве примера изучить профессии портного и модельера, в ходе урока дети учатся шить, пришивать пуговицы, снимать мерки, чтобы сшить одежду.

В структуру уроков начальной школы рекомендуется включать профориентационные игровые занятия, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными и интересными [2]. Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения о труде, которые очень привлекают учащихся и в увлекательной для них форме вводят в мир труда и профессий взрослых.

Профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Мегамаркет» (на уроке математики), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх дидактическая задача урока связана с профориентационной. Например, в игре «Мегамаркет» обучающимся предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача, а именно закрепление навыков устного счета и воспитательная, то есть культуру общения. В игре «Экскурсовод» школьники знакомятся с различными видами производства, с орудиями труда, в этой игре у младших школьников развивается память, наглядно-образное мышление, которые лежат в основе познавательной деятельности [1].

Таким образом, для более эффективного проявления у младших школьников интереса к труду взрослых нужно вводить информацию о профессиях в процессе обучения. Беседы, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно реализовываться на уроках литературного чтения, русского языка, математики.

Список литературы:

  1. Зайчикова, О. Профориентация через учебные предметы и внеурочная профориентационная работа с учащимися младших классов [Электронный ресурс] / О. Зайчикова // Профессиональное самоопределение школьников : web-сайт. – Режим доступа: http://profshkolnik.rusedu.net/post/1631/102176. – 20.12.2016.

  2. Сальникова, Т.Н. Профориентация через учебные предметы [Электронный ресурс] / Т. Н. Сальникова // Инфоурок : web-сайт. – Режим доступа: https://infourok.ru/proforientaciya-cherez-uchebnie-predmeti-1344727.html. – 20.12.2016.

  3. Фомкина, Т.А. Организация профориентационной работы [Электронный ресурс] / Т. А. Фомкина. – Режим доступа: http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/fomkina /5/2012/01/11/rabot. – 22.12.2016.

Просмотров работы: 744