СМЫСЛ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ» И ЕГО АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СМЫСЛ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ» И ЕГО АНАЛИЗ

Балтин Е.П. 1
1МаГТУ им. Носова, ИППиСР, ППОп-15-2
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как часто вы обращали внимание на осень и её красоту? На её нежные ветра, которые холодны, но они будто пытаются отдать всё своё тепло, что у них есть, неся отголоски прошедшего лета? Я уверен, что да. Однако, на это и много другое связанное с этим временем года, обращал внимание один хорошо известный вам поэт. Это был Сергей Александрович Есенин - тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, он был большим и смелым мастером стиха.

Родился он в селе Константинове, что в Рязанской губернии, в семье обычных крестьян. С самых ранних лет жизни воспитывался дедушкой, который имел большое количество знаний по части религиозных книг. Позже окончил сельское четырёхклассное училище, а после этого закончил церковную школу в Спас-Клепиках. После этого, а именно в 1912 году он приезжает в Москву вместе со своим отцом. Столица дала для него огромное количество возможностей для досуга и развития. Он начал работать в типографии, занимался в кружке имени Сурикова по предмету литературы и музыки, посещал лекции в народном университете Шанявского.

Первые стихи Есенина начали появляться в журналах через 2 года, а именно в 1914. И уже в 1915 году он знакомится с Блоком, Городецким, Клюевым и другими поэтами, чтобы ознакомиться с их трудами и получить напутствия от более опытных мастеров стихотворного дела. Молодой, озорной, романтичный сельский парень смог получить одобрение почти всей поэтической элиты того времени. В 1916 году выходит его самый ранний сборник — «Радуница». Это был момент в его жизни, когда все его мысли находили максимальную отдачу на бумаге, тем самым показывая пик его развития, как поэта.

Этот рост замечается и в строках его стихотворения «Закружилась листва золотая», которое входит в программу «Перспектива», а точнее в учебник второго класса по литературе, Л.Ф. Климановой [1]. В нём, он старается отобразить всю красоту жёлтых деревьев и периода дождей. Весь спектр эмоций, которые они могут вызвать в любом из нас. Уже на основе этого мы можем дать жанровую принадлежность стихотворению и это – элегия, так как автор пытается воспеть осень, рассказать о всех её деяниях, о её неповторимости и уникальности. Однако это очень трудно сделать без хорошего образа, так что в качестве литературного направления Есенин выбрал новый для того времени имажинизм. [3]

Думаю, что все уже поняли, что основная тема стихотворения – осень. Но, как основу он отмечает, некое родство всех явлений этой прекрасной поры со всем остальным, что может происходить в мире. Он расписывает это так, будто всё едино, но отличается подачей. Если мы глянем в самые первые строки, то найдём там слова:

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду [2]

Мы видим попытку Есенина, через сравнение показать, что листья в луже подобны бабочкам, тем самым их олицетворяя и заставляя нас представить эту картину: их полёт, грацию, лёгкость и живость.

Всё это должно наводить нас на мысль, что не только листья «живые», но и сама осень, и всё чего она касается. Что все это имеет в своей структуре сложную систему, а точнее некую живую сущность, если хотите сознание. Позже, Есенин подтверждает эту идею, обращаясь к осени, как некой личности, однако это будет уже в конце стихотворения и поэтому предлагаю отложить этот момент в сторону. А пока продолжим тему олицетворения, но уже смотря на вторую строфу:

Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол. [2]

Здесь Есенин старался придать некоторым вещам личностные черты. К примеру, ветер представляется нам пылким юношей, влюблённого в девушку-берёзу. Самое интересно в этом то, что появляется виденье этого момента, как сцены из неизвестного романа или мечтаний из юности, который со временем кажутся только дороже и милее. Кстати, об этом и пишет Сергей Александрович, говоря о своей любви к вечеру и желтеющему долу, хотя естественно видит их не в первый раз. Но это не единственные чувства, которые его наполняют. Это подтверждает следующая строфа:

И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец. [2]

Тут мы видим то, что даёт нам эта любовь и каковы её плоды. Самое первое, что приходит в голову это – спокойствие, смирение. Об этом нам говорит «прохлада в душе» [2]. Чувство некой безмятежности, которая сопровождается тишиной, перебиваемая изредка бубенцом. Однако и здесь осень показывается живой. Есенин говорит о том, что сумрак, по его мнению, является копией столпившихся овец, которые образуют своеобразное пятно на горизонте. Так же можно выделить особенность самого сумрака, ведь ясно говорится что он синий. Многие скажут, что в этом нет ничего особенного. Однако вспомним, что мы сами очень редко выделяем особенности обыденных, частых для нас явлений. К ним и относится сумрак, ведь его можно заметить на протяжении всего года, а не только осени. И тут становится понятно, что Есенин хотел придать осеннему сумраку некую особенность или окраску, в частности описывается его цвет.

Теперь мы перейдём к четвертой строфе:

Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.[2]

В ней описывается не сама осень, как и её явления, а желание или чувство Сергея Александровича стать частью той системы или сознания, о которой мы говорили выше. Это подтверждают строки: «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод» [2]. Так же это говорит о некоем сравнении со стороны автора, между деревом и им самим. Ему милее быть, как ива, которая в спокойствии спускает свои ветви, нежели быть человеком, живущим в суматохе дней. Это аргументируется тем, что он называет всё, что связанно с осенью «разумной плотью» [2], тем самым утверждая, что природа гораздо мудрее, величественнее человека.

В заключительной строфе мы видим следующее:

Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать...Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

Явно говорится опять же о желании уподобиться мудрой природе: «Мордой месяца сено жевать…» [2]. Но с это идёт с дополнением чувства спокойствия: «Хорошо бы, на стог улыбаясь» [2], где стог представляется прообразом некой кровати, которая мягче всего на свете и именно она сможет дать возможность для отдыха. Однако основная мысль строфы не в этом. Все мы знаем, что стога сена – вещи рукотворные. Так что, здесь отражаются воспоминания Есенина о его родных краях, Рязанской степи и ей полях, которые были навеяны тишиной жёлтых деревьев и синего сумрака. В конце он пишет много значительные слова: «Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?» [2]. В них он одновременно обращается как к Осени, так и к былым временам, когда он был моложе и жил в селе Константинове, говоря, что кроме них ему ничего на свете не нужно. К первой он относится, как к некой женщине, что изменила его. Даже ласково называет её: «моя тихая радость» [2]. Так же он обращается и к своей юности, как к самым замечательным дням в его жизни. Но всё эти же строки содержат слова, которые дают этим двум вещам ещё большую ценность: «Где ты…» [2], показывая, что всё на свете конечно и то, что и осень когда-нибудь пройдёт, как и ясные дни в Константинове и станет тёплым воспоминанием. Таким образом Сергей Александрович призывает ценить её пока она есть.

В заключении хочу сказать, что это стихотворение актуально для нашего времени и будет таковым долгое время. Почему? Ответ прост – оно способно показать, что природа всей своей ненавязчивость и тишиной может пробудить в человеке чувства, мысли, которые покинули его. Для школьника она может показать эстетику и красоту, не только в явных и видимых вещах, а в почти незаметных. В том, что кажется уже почти привычным.

Список литературы:

  1. Слово, Серебряный век [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slova.org.ru/esenin/about/ (дата обращения: 27.01.2017)

  2. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 2 класс, 1 ч.: в 1 ч. Под редакцией И.А. Петровой, Москва: Изд-во Просвящение, 2012 г.-С. 3-153. С. 29.

  3. Материал из Википедии, Имажинизм [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Имажинизм (дата обращения: 27.01.2017)

  4. Материал из Википедии, Анапест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Анапест (дата обращения: 27.01.2017)

  5. Материал из Википедии, Стихотворный размер [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/стихотворный_размер (дата обращения: 27.01.2017)

  6. Материал из Википедии, Серебряный век русской поэзии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/серебряный_век_русской_поэзии (дата обращения: 27.01.2017)

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,Опрокинуться в розовость вод.Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать...Где ты, где, моя тихая радость,Все любя, ничего не желать?

1918 г.

Просмотров работы: 1785