ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЧЕСТНОСТИ В РАССКАЗЕ ЛЕОНИДА ПАНТЕЛЕЕВА «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЧЕСТНОСТИ В РАССКАЗЕ ЛЕОНИДА ПАНТЕЛЕЕВА «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Симакова К.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Леонид Пантелеев - это русский советский писатель (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев).[3] Детство писателя выдалось трудным, так как выпало на Октябрьскую революцию и годы гражданской войны. Из-за голода, болезни, разлучения с семьей, бродяжничества он начал воровать. Его поймали и отправили в республику ШКиД, где познакомился с Гришей Белым, в будущем соавтором повести «Республики ШКиД», которая делает Пантелеева известным. Тяжелое детство стало основанием выбора тематики его произведений. Таких как беспризорничество, воровство, честность, тема совести, тема подвига и др. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль».[4] Леонид Пантелеев вносит вклад в развитие жанра автобиографических произведений. Одним из таких произведений стал рассказ «Честное слово». В 1941 году редколлегия журнала «Костер» обратилась к писателям с просьбой ответить детям на вопрос, что такое честь. Тогда Леонид вспомнил свою историю из детства и написал рассказ, который вошел в его сборник детских рассказов, а позже был экранизирован.[3]

Тема рассказа честь. Автор пытается донести до детей понятие этого слова. Что такое честь? В словаре Ожегова дается такое определение: честь – это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы [5]. Значит, автор в своем произведении хочет научить детей моральным качествам, таким как честь, верность своему слову, сила воли. В рассказе ярко выражен конфликт - столкновение хрупкого мира детства с суровой реальностью. Маленький мальчик не оставляет свой «пост», потому что в игре дал слово стоять здесь, пока его не снимут с поста. Но как бы поступил взрослый? Этот проблемный вопрос ставит перед нами автор.

Сюжет рассказа таков: произведение начинается с экспозиции. Повествователь сидит в саду и читает книгу. Далее следует завязка - мужчина увидел плачущего мальчика. Он узнает, что мальчик дал честное слово и не может покинуть свой пост. Кульминация выражается в поиске военного для освобождения мальчика. Автор держит читателя в напряжении. Отыщет ли мужчина военного или уйдет домой? И что будет, если ему не встретится военный? Мы можем только догадываться, что чувствовал мальчик в тот момент. Поверил ли он прохожему? Боялся ли он, что тот бросит его как «большие ребята»? К счастью, мужчина находит военного на остановке и тот соглашается спасти бедного мальчика. Заканчивается рассказ тем, что Майор разрешает караульному оставить пост. И мальчик, не боясь темноты, идет домой.

Внешние черты мальчика даются очень кратко. Мы узнаем, что ему лет семь или восемь. Повествователь запомнил лишь его маленький веснушчатый нос. Можно понять, что мальчик из небогатой семьи по его коротеньким штанишкам. Но автор хорошо раскрывает характер мальчика в его поступках. Мы наблюдаем сильный, волевой характер « - Давай пошли, - сказал я ему. – Не могу. Я – часовой».[1] Мальчик не испугался темноты, и пусть он плакал, но он не покинул свой пост «Около стены стоял мальчик, опустив голову, громко и безутешно плакал».[1] Конечно, в чем-то он наивен. Он воспринял игру очень серьезно, и поверил ребятам. И он не винил их, он лишь думал, что они просто забыли о нем « - Стою-стою, а они не идут. – А давно они тебя сюда поставили? – Еще светло было. – Так, где же они? – Я думаю, -они ушли. Забыли. »[1] Мальчик очень серьезно относится к честности. Он дал слово, что не уйдет и не мог его нарушить. « - Так чего же ты тогда стоишь? – Я честное слово сказал».[1] Естественно мальчику было страшно, что он останется один в темноте в саду. Он испытал радость и облегчение от того, что прохожий помог ему в его ситуации. «Он обрадовался, даже вскликнул от радости.», «-Есть, товарищ Майор. Приказано оставить пост. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся».[1] Повествователь был восхищен силой воли мальчика, его крепким словом, смелостью, стойкостью. Он назвал его настоящим человеком.

Действие рассказа происходит в саду. Изображение природы не дается, так как она не несет никакой смысловой нагрузки в этом произведении.

Рассказ небольшой. Повествуется от лица персонажа. Он рассказывает читателям о происшедшем событии с ним. Автор показывает нам внутренние рассуждения взрослого, когда тот встречает мальчика «- Я честное слово сказал. Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять».[1]Мы видим, что взрослый вряд ли стал бы держать слово. И поступок мальчика заставил его задуматься, что слово нужно держать, а в игре или нет – это неважно. Произведение написано простым и понятным языком. Для того, чтобы читатель смог лучше представить ситуацию. В рассказе используется эпитет «счастливая мысль».[1] Эпитет использует рассказчик, когда ему приходит идея, как освободить мальчика. Автор использует его, чтобы выразить всё неравнодушие взрослого к проблеме ребенка. Он искренне искал военного для освобождения караульного. Повествователь стал более счастливым, оттого что помог настоящему человеку. Также в рассказе встречается фразеологизм «несолоно хлебавши»[1], когда повествователь собирался возвращаться в сад, так никого и не найдя. Автор использует его для того, чтобы показать, как взрослый очень хотел помочь мальчику, но тот ничего не добился. Чтобы показать смелость мальчика, автор употребляет градацию и повтор «не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей».[1]

Рассказ Леонида Пантелеева актуален и на сегодняшний день. Он актуален как для детей, так и для взрослых. Дети из-за неопытности не знают что такое честь, верность слову, сила воли, а взрослые забывают об этом или игнорируют это. Думаю, что не каждый взрослый, дав простое честное слово, будет стоять весь день на карауле. А в этом мальчике столько силы духа, стойкости, совести, а главное чести, что взрослому становится стыдно за свое равнодушие к честному слову.

Произведение встречается в учебнике «Литературное чтение» для 3 класса, авторами которого являются Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, по программе Эльконина- Давыдова.[2] Дети в 3 классе только знакомятся с взрослым миром. У них начинают формироваться свои ценности и принципы, свое мировоззрение и свое мнение на окружающую действительность. Рассказ «Честное слово» заставляет детей задуматься о важных моральных качествах, о своей жизненной позиции. Дети видят, что можно быть героем, не совершая великих подвигов, а нужно всего лишь быть настоящим человеком, для которого данное слово не является пустым.

Список литературы:

  1. Пантелеев Л. Честное слово /Л. Пателеев– М.: Россия, 2011. – 96 с.

  2. Кудина Г.Н. Литературное чтение / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская – М.: Оникс, 2008. - 96 с.

  3. Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 19.12.2016).

  4. Учат в школе: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://uchat-v-shkole.ru (Дата обращения: 19.12.2016).

  5. Словарь Ожегова / Толковый словарь русского языка: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://www.ozhegov.org (Дата обращения: 19.12.2016).

Просмотров работы: 3018