ВЗГЛЯД НА ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «МАЛЬЧИКИ». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗГЛЯД НА ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «МАЛЬЧИКИ».

Синева Ю.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Антон Павлович Чехов - крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.

Антон Павлович родился 29 января (17 января по старому стилю) 1860 года в многодетной семье купца третьей гильдии, в Таганроге. У семьи была бакалейная лавка [1].

Детство будущего писателя было заполнено церковными праздниками и пением в церковном хоре, подработкой в лавке отца [1]. В гимназию он пошел в 8 лет [1]. Именно в первые годы учебы он уже начал сочинять свои первые рассказики, подписываясь псевдонимом «Антоша Чехонте» [1].

В гимназии Чехов начал издавать юмористические журналы, сочинял сценки, писал небольшие рассказы. В 19 лет Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета[1].

Его преподавателями были известные профессора Склифосовский, Захарьин [1]. После окончания университета, Чехов работал уездным врачом[1]. Литературного образования у него не было, но поскольку он был всесторонне развитым и высоко образованным человеком, тонким психологом, чувствующим людей, то это и позволило ему писать так, что он признан во всем мире [1].

Одним из лучших рассказов молодого Чехова стал рассказ «Мальчики», написанный им в 1887 году и опубликованный в «Петербургской газете» [1].

Рассказ «Мальчики», как и многие рассказы писателя, о жизни и быте людей того времени. Главной особенностью произведений А.П. Чехова является то, что герои рассказов обыкновенные люди разных социальных слоев, и рассказ «Мальчики» не исключение. Этот рассказ изучается в 4 классе по программе «Школа 2100», авторами которой являются Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В. Изучение этого произведения важно именно в 4 классе, потому что в этом возрасте у детей возникает желание оторваться от родителей, и они должны понимать, чем же может обернуться непослушание и предотвратить последствия.

Основной темой произведения является желание мальчиков поехать в далекую страну Америку. Мальчики, скорее всего, начитались рассказов про индейцев - сильных и храбрых вождей, что и явилось причиной их желания. Дело в том, что во время написания Чеховым «Мальчиков» были популярны произведения про индейцев, таких авторов как Джеймс Купер и Томас Майн Рид.

В рассказе автор поднимает проблему взаимоотношений детскoгo и взрoслoгo мирa, или как принято говорить, проблему «отцов и детей».

Идея основана на том, чтобы показать ребенку всю сторону необдуманных поступков, сделанных в тайне от родителей.

Начинается рассказ с экспозиции, в которой описывается приезд главных героев – Володи Королева и господина Чечевицына. По тому, как семья Королевых встречает мальчиков, можно понять, что это очень дружная, счастливая и интеллигентная семья. Они рады приезду Володи и его друга. Интерьер в квартире не описывается автором целиком, но по тому, что в доме Королевых есть все удобства, читатель понимает, что это не бедная семья.

Завязкой рассказа явилось чаепитие, в котором участвовали родители, три сестры Володи и сами мальчишки. Во время чаепития все разглядывали господина Чечевицына и никак не могли запомнить его фамилию. Чечевицын произвел впечатление очень умного и серьезного человека, он не улыбался, а сидел за столом с задумчивым лицом. В тексте дана портретная характеристика мальчика: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос» [2]. Его портретная характеристика полностью соответствует речевой: он «сурово кашлянул», «сердито отвечал», «гордо спрашивал» [2]. Из описания Чечевицина мы видим, что он непростой человек. Он замкнутый, слишком серьёзный для своего возраста, но в то же время у него уже сформировались интересы и стремления, скорее всего, не от легкой жизни. По натуре он лидер, и это подтверждается тем, что он ведет за собой Володю любыми способами.

Внешность Володи, в отличие от Чечевицына, автор описал достаточно скудно («пухл и бел», «пухлый, как укушенный пчелой») [2]. По поведению и речи Володи, мы понимаем, что он, будучи веселым и разговорчивым мальчиком, надел на себя маску серьезного и решительного человека, пытаясь соответствовать своему другу: «вовсе не улыбался», «говорил мало» [2]. Володя очень любил свою семью и, боясь причинить боль, стал сомневаться в своем решении уехать: «…Мне хочется дома пожить…» [2]. Характер Володи мы понимаем через его отношение к семье и к своему другу. Он ведомый, нерешительный, но в то же время добрый, искренний и ласковый мальчик, и вся его напускная серьёзность для того, чтобы быть под стать своему «взрослому» другу.

Чехов так по-разному описывает мальчиков, на мой взгляд, для того, чтобы показать читателям разницу внутреннего мира ребят. Володя был любимым и нужным ребенком, от того и вся его нерешительность в побеге, он не хотел огорчать родителей. А господин Чечевицын ведет себя так, скорее всего, от того, что ему не хватает родительской заботы и тепла, он бежит из дома, из сeмьи.

Чечевицын, красочно описывая предстоящую поездку, все-таки смог уговорить Володю совершить путешествие. Во время обсуждения всех нюансов, себя Чечевицын называл так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой» [2]. Весь разговор мальчишек подслушали сестры Володи, но они ничего не рассказали родителям. Так, мы приходим к кульминации рассказа. Она наступает, когда мальчики не являются на oбeд. Обeспoкoеннaя семья начинает их поиски.

Развязка событий наступает спустя длительное время, мальчиков искали почти сутки и задержали в Гостином дворе (там они ходили и спрашивали, где можно купить порох). Володя раскаивается в своем поступке, а господин Чечевицын, не смотря на серьёзный разговор с отцом Володи, ходит с гордым и надменным лицом. На следующий день за Чечевицыным приехала мать. В эпилоге, где описывается его отъезд, Чечевицын не сказал ни слова, а только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь» [2].

В рассказе автор активно использует сравнения: «…Некрасивый мальчик, которого по наружности можно было принять за кухаркина сына…»[2]; сравнение Чечевицына со львом или тигром. А.П. Чехов противопоставляет друг другу мальчиков и их поведение: «…хотел охотится на тигров, сражаться…», но в последний момент «горько плачет» [2]. Эпитеты в рассказе выполняют усилительную функцию: «восторженные крики, бледнолицый брат мой, неустрашимый человек» [2]. Также во время первого приезда Володи домой, родители называют его «Володичка», уменьшительно-ласкательный суффикс -ичк- говорит о любви родителей к нему и радости в честь его приезда. Автор иронизирует, когда пишет о побеге обычных одиннадцатилетних мальчишек в далекую страну, об их жизни там, на другом континенте.

Художественное время рассказа замкнутое, длительное, непрерывное и вне исторического времени. Художественное пространство сжатое, ограничено домом семьи Королевых.

Произведение «Мальчики» мне понравилось тем, что оно помогает осознать детям, как важно отстаивать собственное мнение, быть самим собой и не поддаваться влиянию других. Также рассказ заставляет читателя не только переживать всё то, что происходит с мальчишками и родителями, а еще заставляет задуматься о том, что же на самом деле творится в детской душе и чего часто не понимают взрослые. Именно этот психологический подтекст рассказа позволил мне полюбить это произведение еще больше.

Список используемых источников:

1. Биография А.П.Чехова [Электронный ресурс] / Рeжим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1512425-kakoe-obrazovanie-poluchil-a-p-chehov-gde-i-kogda-uchilsja.html#answer4443288 (03.01.2017)

2. Рассказ Мальчики [Электронный ресурс] / Рeжим доступа: http://ilibrary.ru/text/1047/p.1/index.html (03.01.2017)

Просмотров работы: 906