«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»? ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ В РАССКАЗЕ Л. АНДРЕЕВА «КУСАКА». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»? ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ В РАССКАЗЕ Л. АНДРЕЕВА «КУСАКА».

Трифонова М.Е. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Леонид Николаевич Андреев – русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма. Начало своей литературной деятельности сам писатель Леонид Андреев относит к 1898 году. О ярком, оригинальном таланте говорит тот факт, что сразу после первого рассказа автор был замечен читателями, критикой и Максимом Горьким, который сразу пригласил его в общество «Знание» и перезнакомил со всем писательским миром. О Л.Н. Андрееве заговорили, а когда в 1901 году вышел его рассказ «Жили-были», он проснулся знаменитым, любимым, признанным.

Творчество Леонида Андреева почти незнакомо нынешнему поколению. Советский читатель не знал его до 60-х годов, а виной всему «S.O.S.» – обращение к лидерам Запада с просьбой спасти Россию от большевиков. Такое не прощают. Может быть, в скором времени что-то изменится, потому что некоторые рассказы этого писателя включены в школьную программу. Яркие, с неожиданными поворотами сюжета, написанные хорошим, понятным языком произведения выводят этого гениального писателя на вершину Серебряного века русской литературы. Каждое его детище настолько совершенно, что трудно назвать какое-то из них пиком творчества.

Одним из таких ярких и трогающих за душу произведений стал рассказ «Кусака», изучающий в 3 классе по программе «Начальная школа 21века» Н.ф.Виноградовой.

Главная героиня рассказа дворняжка Кусака - ее имя вынесено в заголовок. Правда, имя у собаки появится только в середине рассказа, до этого Л.Андреев использует местоимения «она» . Кусака — никому не нужное одинокое существо, не имеющее имени. Прототипом ее могла является любая бездомная собака, которая по каким-либо причинам оказалась на улице.

Проблема этого рассказала очень актуальна в наше время – милосердное отношение к миру. Писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности.

Мир, в котором живет собака, – это жестокий, страшный мир. «…никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму …» Уже с этих строчек животное становится жалко. Писатель детально, используя ряды однородных сказуемых и дополнений, рассказывает, как ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и свистали, как она пряталась, зализывала ушибы и раны. В первой главе у нее внезапно появилось имя – пьяный мужик назвал ее Жучкой. И она с радостью откликнулась, стала Жучкой, потянулась всем сердцем к ласке.

С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать, играть с ней. Кусака чувствовала, что нужна людям, «у неё отняли её непримиримую злобу». Кусака тянулась к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», любимые ее действия были неловкими и вызывали смех. Писатель не пишет, о чём просит собака, но внимательный читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Люди даже и не задумываются о том, что же на самом деле чувствует собака. Собака заметно изменилась: она «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила дачу.

Но с наступлением осени люди собрались возвращаться в город, где уличная собака им не нужна, объясняя это тем что: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь», и жизнь Кусаки вернулась на свое прежнее, одинокое место-этот эпизод и стал кульминацией рассказа. Душевное состояние собаки передается через окружающий мир: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». Развязкой является момент, когда собака поняла, что она снова стала одиноким, брошенным на улице существом. Кусака снова стала никому не нужной дворовой собакой. Дом заполняет дождь, Андреев использует аллитерацию свистящих звуков, и мы слышим свист ветра, удары струящегося дождя: «Быстро он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба». И в этот тоскливый звук вливается непрерывный вой собаки: «Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся…» Кусака вновь потеряла свое имя – автор называет ее собакой. Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с природой, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным. А ведь нужно задуматься, только ли с животными так поступают люди?

Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями собаки. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло. В произведении преобладает трагическая тональность, так как в конечном итоге собака осталась одна в этом жестоком мире.

Когда перечитываешь «Кусаку», задаешься вопросом: а нужно ли младшим школьникам читать такое произведение? Может, стоит ограничиться «Маленьким принцем» Экзюпери с крылатой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Рассказ Л.Андреева нужно читать именно в детстве, пока сердце не очерствело. И если ребенок плачет над этим произведением и слышит одинокий вой собаки, то, может, сам он никогда не причинит боли другому маленькому живому существу.

Список использованной литературы:

  1. Леонид Андреев: биография и творчество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/213085/leonid-andreev-biografiya-i-tvorchestvo (30.11.2016)

  2. Автор: Андреев Леонид «Кусака» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=29&tid=3390 (30.11.2016)

Просмотров работы: 1956