ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В 4 КЛАССЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В 4 КЛАССЕ.

Коробкина А.А. 1
1МГТУ им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования у младших школьников универсальных учебных действий при изучении орфографии является для современной начальной школы одной из важных педагогических задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчёркивается, что универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивают «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» [1].

В сфере регулятивных универсальных учебных действийвыпускники овладеют абсолютно всеми типами учебных действий, нацеленных на организацию собственной деятельности в образовательном учреждении и за его пределами, в том числе умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять контроль, оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Основная проблема обучения русскому языку в начальной школе является формирование у обучающихся навыка грамотного письма. На любом уроке русского языка перед педагогом встают вопросы: как помочь ребёнку грамотно писать, как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания.

По мнению Л.Н.Чистяковой, чтобы получить результат в формировании прочных способностей безошибочного письма, необходима непрерывная работа. Для начала, нужно учащихся научить слышать звук, определять их количество в слогах, а далее в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Зачастую бывает так, что ученик знает принципы, однако случаются ошибки при письме, т.к. фонетически глух. Следующий этап в этой работе ‑ это выработка орфографической зоркости. Педагог должен обучить ученика видеть и распознавать орфограммы. А данный навык формируется в деятельности и является итогом многократных действий. И третье, обучить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Итак, звуковой анализ, т.е. сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль ‑ вот что необходимо для выработки безошибочного письма [4].

Орфография ‑ (греч. orthographia, от orthos ‑ правильный и grapho ‑ пишу). Понятие орфография имеет несколько значений ‑ 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме; 3) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. Иногда как синоним орфографии употребляют термин «правописание», имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию [2, с. 356].

ФГОС НОО определяет ряд задач перед педагогом: научить ученика понимать безошибочное письмо как одно из проявлений ступени культуры, использовать орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи своих и предложенных текстов, освоить умение проверять написанное.

В настоящее время необходимо вооружить детей такими УУД, которые помогут при обучении орфографии видеть орфограмму, определять ее тип, находить допущенные пишущим ошибки.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

При формировании у младших школьников УУД при изучении орфографии необходимо использовать различные методы, приемы и формы. Регулятивные УУД вырабатываются на основе планирования; выдвижения гипотез; прогнозирования; осуществления контроля и самоконтроля.

Таким образом, формирование у младших школьников универсальных учебных действий при изучении орфографии будет обеспечиваться, если: 1) использовать орфографические упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные пишущим ошибки; 2) применять различные методы, приемы и формы формирования УУД.

В 4 классе орфография является важной частью изучения русского языка. И на обучение орфографии отводится много часов.

Рассматривание процесса формирования регулятивных УУД в данной статье будет проводиться на примере технологической карты.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.[3]

На примере технологической карты урока подробнее рассмотрим с помощью каких упражнений формируются регулятивные УУД.

Тема

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи (применения и совершенствования знаний)

Задачи урока

  • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударных окончаний;

  • учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания;

  • расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Предметные умения

- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

- выбирать нужный способ проверки безударного окончания;

- обосновывать написание безударного падежного окончания;

- находить и исправлять ошибки при написании безударного окончания.

Метапредметные умения

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей; оценка правильности выполнения действий. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач.

Личностные УУД: осознавать важность получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий. Формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну; осознание важности физического развития.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД: формулирование проблемы, построение высказывания в устной и письменной форме, поиск способов решения учебных задач,

поиск и выделение необходимой информации, обогащение словарного запаса учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Информационный материал

Учебник «Русский язык: 4 класс» Канакина В.П. Москва. «Просвещение», 2014 г.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Слайд №1

Начать урок русского языка я хочу словами французского педагога Ж.Ж.Руссо:

- Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете.

Приветствие учителя.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Нахождение затруднений, актуализация необходимых знаний для изучения темы урока

Орфографическая пятиминутка

(слайд № 2)

Организация повторения изученных орфограмм (задания дифференцируются)

Совместная проверка.

«Составление кластера»

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали по теме: «Имя существительное»

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

(У каких существительных после шипящих мягкий знак НЕ пишется?)

Игра: «Я знаю, что…»

Рассуждение вслух, ответы на вопросы учителя. Установление наличия в слове орфограммы. Умение находить ошибки и исправлять их с обоснованием своих ответов.

В ходе заслушивания ответов осуществление самоконтроля и контроля, развитие орфографической зоркости.

Учащиеся говорят, учитель фиксирует на доске.

Участвуют в игре «Я знаю, что…», по очереди, дополняя друг друга, воспроизводят имеющиеся знания по теме.

Регулятивные:

Осуществление самоконтроля и контроля.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:логические - анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные:

Организация своей работы(контроль и оценка своих действий)

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.

- Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к нашей природе.

Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный. ( Изображение уголков природы, каждое из которых " дарит" словосочетание по теме урока).

Слайд №3

прислониться к окну

пройти по дорожке

наклониться к цветку

шагать по тени

подбежать к реке

подъехали к берегу

- Что общего у словосочетаний?

- Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать?

- Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных).

Слайд № 4

Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, формулируют цели урока, дают аргументированные ответы.

Учащиеся приходят к выводу, что существительные стоят в дательном падеже.

Активируя свои знания, учащиеся выделяют признаки по которым можно разделить словосочетания на 2 группы.

(1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание;

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4. Целеполагание и мотивирование

Прогнозирование цели урока

- Опираясь на вышесказанное, сформулируйте тему урока.

- Какова основная цель нашей работы?

-Что мы должны делать, чтобы добиться поставленной цели?

Приходят к выводу, что написание безударных окончаний вызывает сложность.

Формулируют тему урока.

Правописание безударных окончаний существительных

Формулируют цель урока.

Научиться правильно писать безударные окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл.

Сообщают, что они будут делать, чтобы добиться своей цели.

Познавательные: Рассуждение вслух, ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные:

Дополнение, коррекция ответов одноклассников в случае необходимости.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

5. Открытие нового знания

Установление осознанности восприятия

Прочитайте слова.

Слайд5

-Разделите слова по типу склонения.

Разделимся на три группы по рядам в соответствии с числом склонений. Первой группе необходимо просклонять слова 1-го склонения, второй группе- 2-го склонения, третьей группе- 3-го склонения.

Внимательно читайте задание и по памятке выполняйте его.

-Какие трудности возникли с падежными формами 1-го склонения?

-Составьте памятку с окончаниями для 1-го склонения.

-Какие трудности возникли при изменении существительных 2-го склонения?

-У существительных 3-го склонения?

-Какие слова вы склоняли?

-Зависит ли окончание от типа основы существительного? от одушевленности, неодушевленности существительного?

-От чего зависит окончание существительного?

-Давайте составим схему написания безударного окончания.

Слайд 6

Запишем предложение и проверим безударные окончания слов:

На вершин… высокой ел… сидит белка.

-Сможем ли мы правильно написать слова на вершин(е,и), ел(е, и)?

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

Напишите предложение.

Проверим.

-Это первый способ проверки написания орфограммы. А чтобы найти второй способ, необходимо побыть в роли исследователей.

Вы выполняли работу в группах. В каких словах написание окончаний не вызвало затруднений?

-Почему?

-В каких словах возникали сомнения в написании окончаний? Почему?

-Различаются ли у существительных одного типа склонения и в одном падеже ударные и безударные окончания?

-Сформулируйте правило.

-Давайте проверим свои выводы и прочитаем правило в учебнике.

-Как же определить, какое безударное окончание необходимо написать?

-Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания?

-Назовите слова-помощники для всех типов склонений.

-Эти слова-помощники для определения безударного окончания имени существительного- второй способ.

Выполняют задание.

Три ученика склоняют слова на доске, остальные в тетрадях. Затем учащиеся по таблицам падежных окончаний проверяют работы.

Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах.

Дети выполняют задание.

У существительных 2-го склонения вызывает сомнение безударное окончание предложного падежа.

Окончания родительного, дательного и предложного падежа.

Мы склоняли одушевленные и неодушевленные существительные с мягкой и твердой основой.

Нет.

От склонения и падежа.

Да.

Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание.

Объяснение по алгоритму.

У существительных 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.

В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим.

Сомнения появлялись, когда у существительного безударное окончание.

Нет.

У существительных одного типа склонения и одной падежной формы ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Дети читают правило.

Дети высказывают предположения и приходят к выводу, что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения.

С ударными окончаниями.

Для существительного 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

6. Первичное закрепление

Проконтролировать промежуточные результаты знаний

В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?

Отработаем алгоритм написания безударных окончаний.

Давайте применим новое знание и отработаем алгоритм написания безударных окончаний.

На слайдах появляются слова:

мечтать о лет…, жить в деревн…, поехать на мор…, между дел…, из жизн…, по Волг…, с товарищ…, к лошад…

Карточка (вставить окончания, указать склонение)

Ехал по улиц..(.. скл.), по площад.. (..скл.).

Плыл по речк.. (.. скл.,) по мор.. (..скл.).

Подошёл к берёз.. (..скл.)

Поднялся по лестниц.. (..скл.).

Подарил сестрёнк.., (.. скл.)

Бежал к озер... (.. скл.), к ручь.. (.. скл.)

Оценочные линейки

Подбираю слово-помощник.

Пишу окончание, как у слова-помощника.

Определяю склонение.

Ставлю существительное в начальную форму.

Учащиеся вставляют окончания, проговаривая алгоритм выполнения действий.

Работа в парах. Работая в парах, осуществляют взаимопомощь, самоконтроль, коррекцию.

Учащиеся делают вывод.

Оценивают свои успехи, выясняют, что повторить, для достижения поставленной цели.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

7. Диагностика

Выявить затруднения учащихся.

Самостоятельно нарисуйте график безударных окончаний:

-Проверьте свою работу и оцените ее по шкале самооценки. Что у кого не получилось?

Дети работают самостоятельно, затем на слайде появляется график для самопроверки

Ребята рассказывают, что вызвало затруднение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

8.Итог урока

Оценить уровень понимания новой темы.

-Что вы узнали на уроке?

-Как проверить безударные окончания имен существительных?

-Какие окончания имеют 1, 2, 3 скл в родительном падеже?

Слайд

В дательном падеже?

Слайд

В предложном падеже?

Слайд

-Назовите слова-помощники для существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

-На память я дарю вам ключики (со словами-помощниками) и памятки с алгоритмом.

С их помощью вы сможете открыть дверь в безударные окончания имен существительных.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

9. Домашнее задание

Организовать домашнюю работу, для закрепления знаний, полученных на уроке.

Стр.116, упр. 217, заполнить конверт (записать свой адрес)

+ карточки с разно уровневыми заданиями

Запись учащимися задания в дневники.

Дети обдумывают и выбирают карточки разных уровней.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. //Завуч. ‑ 2011. ‑ №1. ‑ С. 4-25.

  2. Энциклопедия русского языка. /Под редакцией Ф.П.Филина. ‑ С.-П.б, 1981. ‑ С. 356.

  3. Технологическая карта урока: [Электронный ресурс] // Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, Волявко Наталья Николаевна, 18.12.2016 URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/

  4. Чистякова, Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок. /Л.Н.Чистякова. //Начальная школа. ‑ 1997. ‑ №2. ‑ С.82-84.

  5. План-конспект урока: [Электронный ресурс] // План-конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний 4 класс, Чистякова Людмила Валерьевна, 02.08.2015 URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/08/02/pravopisanie-bezudarnyh-padezhnyh-okonchaniy-imyon

Просмотров работы: 3801