ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Васильева Ю.С. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ» им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование в России стоит на пороге важнейших изменений во всем устройстве школьной жизни, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта. Образовательные стандарты в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности»[6]. Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, в которых указывается зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной[3].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная школа является отправной точкой для всего учебного процесса, т.е. на этом этапе обучения необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка[1].

Использование тестовых заданий становится неотъемлемой частью на уроках в начальной школе, это одна из систем организации контроля, закрепления и усвоения знаний[2]. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:

  • тестовые задания должны соответствовать теме, цели и задачам урока;

  • при составлении тестовых заданий должен учитываться возраст учащихся;

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

  • вопросы в тесте должны идти от простого к сложному;

  • необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Применение тестов позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью систем тестирования можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.

Для систематизации полученных знаний по теме «Слово. Предложение. Текст» была составлена технологическая карта, в которой были использованы тестовые задания.

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема

Обобщение знаний о слове, предложении, тексте

Тип

Закрепление

Представления о результатах

  • личностные:

  1. осознание себя как носителя родного языка;

  2. формирование позитивной самооценки и самовосприятия;

  3. формирование границ собственного знания и незнания;

  4. развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

  • метапредметные:

­– регулятивные:

  1. ставить цели и задачи;

  2. адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  3. планировать свою деятельность;

  4. осуществлять поиск необходимой информации;

  5. формировать умения координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

– познавательные:

  1. расширять собственный кругозор;

  2. обогащать свою речь выразительными средствами языка;

  3. систематизировать знания о предложении, тексте;

  4. строить рассуждения по теме урока.

– коммуникативные:

  1. научиться работать в группах;

  2. уметь слушать и быть терпимым к мнению другого;

  3. договариваться и приходить к общему решению;

  4. оформлять устную и письменную речь в форме текста.

  • предметные:

  1. закрепить понятия « текст, предложение»;

  2. обобщить умение анализировать предложение, текст;

  3. закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

Цель урока

Систематизировать знания о предложении и тексте.

Технология

Этап

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι.Организационный этап.

Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

процесс

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем.

Беседа

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проверяют свою готовность. Приветствуют учителя.Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сформулировать тему, цель и задачи урока

Нас встречает Королева Речь. Она пришла не одна, а со своими подданными. Посмотрите на

На экране слова: слоги, звуки, текст, слова, предложения.

Составьте

логическую цепочку из данных названий. Объясните.

Сегодня мы будем работать над темой:

Тема: «Обобщение по теме слово, предложение, текст».

Цель урока: Систематизировать знания о предложении и тексте.

Задачи:

Будем составлять…

Будем развивать…

Будем воспитывать…

Беседа.

Логическая цепочка

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Логические УУД:

Анализ, синтез. Обобщение.

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

Фиксирует тему на доске, слайде.

Выполняют задание.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

III. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

А начнем мы с проблемы. Однажды подданные королевы Речи рассорились между собой. Кто из них главнее и нужнее для человека.

Сценка.

ТЕКСТ: конечно, я.

Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: но ты состоишь из предложений, значит, я главней.

СЛОВО: а я не буду спорить. Каждый школьник сумеет постоять за меня. Выяснять, кто главнее, только время терять.

А с кем согласитесь вы? Я не встану пока ни на чью сторону, а вернусь к этому вопросу в конце урока. А пока отправимся за поиском ответов. Мне нужно поддерживать с вами связь, поэтому воспользуемся знаками:

? – не все понятно, есть вопросы.

! – все понял, было интересно.

. – все понятно.

Беседа. Сценка.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

причины неудач

Познавательные УУД:

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные УУД:

анализировать собственную работу; осуществлять самоконтроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует творческую работу детей, оказывает индивидуальную помощь

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют

его.

Группа детей показывает сценку.

Коллективная работа

ΙV. Совершенствование знаний, умений, навыков.

Закрепить полученные знания

Открываем тетради: число, классная работа.

( комментируем орфограммы).

розымо бей ро во яц за ведь мед

Что мы записали? Сколько звуков в каждом слоге?

Что можно составить из слогов? Запишем в тетрадь.

Морозы, воробей, заяц, медведь.

Что можно составить с данными словами? Пропустим строку (для будущего заголовка). Составьте предложение с первым словом.

Минутка чистописания.

Диалог.

Регулятивные:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательные:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Организует работу в тетрадях

Выполняют задание. Комментируют орфограммы.

 

Закрепить полученные знания

Наступили сильные морозы.

Записываем. Определяем по цели и интонации. Определяем основу предложения.

А что делают в сильные морозы медведи? А что делают в сильный мороз зайцы? А как спасаются воробьи? Кому приходится труднее всего? ( «Как спросим, так и ответим»)

Картинки с животными.

А можно ли из наших предложений составить текст? Что нужно сделать?

Определить тему, главную мысль, определить порядок предложений, придумать заголовок, придумать заключительное предложение

Практические: письменные упражнения

Познавательные:

Расширение собственного кругозора;

Обогащение своей речи выразительными средствами языка.

Коммуникативные УУД:

Умение слышать других и участвовать в обсуждении.

Организует работу с предложением.

Организует работу с текстом.

Выполняют задания. Определяют основу предложения. Определяют предложения по цели и интонации.

Определяют главную мысль текста. Придумывают заголовок и заключительное предложение.

   

Запись текста. Морозы.

Наступили сильные морозы. Медведи спят в своих берлогах. Зайцы бегают по лесу в поисках пищи. Труднее всего приходится воробьям. Они летят к жилью человека. Давайте поможем птицам пережить зиму! (Побуд., воскл)

ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА под музыку.

- Покажите сигнальную карточку на этом этапе.

Продолжаем работу. Давайте еще раз взглянем на логическую цепочку, составленную вначале урока: слоги, слова, предложения, текст. Могли бы вы сейчас ответить, какой компонент нам в речи совсем не нужен?

Письменные упражнения.

Музыкальная физминутка.

Сигнальные карточки.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в речевой форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

Уметь анализировать и обобщать.

Организует работу с текстом.

Показывает движения физминутки

Самостоятельная работа

Записывают текст в тетради

Оценивают свою работу на уроке

V. Проверка усвоения изученного материала

Организация самостоятельной, групповой учебной деятельности

Сейчас перед нами одна волшебная книга. Волшебница – речь ведет в ней свои записи. Но вот некоторые из них стерлись, и читать стало невозможно. Давайте попробуем восстановить записи.

Предложение – это…

Начало предложения пишется…

По цели предложения бывают…

По интонации предложения бывают…

Текст – это…

Тема текста – это…

Главная мысль текста – это…

Работа в группах. Обсудите в группах, можно ли написанное назвать текстом. Определите порядок следования предложений. Проставьте номера следования предложений. Нет ли лишних предложений. Придумайте заголовок.

ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ. ПРИШЛА ЗИМА В ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ В СНЕГУ. НА ПОЛЯНЕ СЛЕДЫ РАЗНЫХ ЗВЕРЕЙ. ТИХО И БЕЛОСНЕЖНО КРУГОМ.

Проверка: представитель группы читает составленный текст. Определяем тему и главную мысль текста. Повторяем правила записи текста.

Самостоятельно записывают текст в тетрадь (под тихую музыку)

Проверяем по слайду.

Покажите условный знак, как вы поработали.

Давайте вернемся к спору.

Посмотрите на слайд еще раз и скажите, кто прав в том споре: ТЕКСТ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как выполним тест.

ТЕСТ.

1. ТЕКСТ состоит из:

А) предложений

Б) звуков

В) слов

2. ТЕКСТ – это:

А) отдельные предложения

Б) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу

В) слова, связанные по смыслу и грамматически

3. По заглавию можно определить:

А) сколько предложений в тексте

Б) тему текст

В) автора текста

4. ТЕКСТ имеет

А) только заглавие

Б) только части

В) заглавие и части

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строго порядке

А) да

Б) нет

В) не знаю

6. На конце предложения ставится:

А) . !

Б) смайлик

В) , (запятая)

Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось?

УМНИЦА

Восстанови запись.

Работа в группах.

Познавательные:

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

Оформление устной и письменной речи в форме текста. Умение работать в группе.

Познавательные УУД:

Систематизировать полученные знания.

Регулятивные УУД:

Коррекция результатов

Организует работу в группах и самостоятельную работу.

Фронтальная работа

Групповая работа. Придумывают заголовок. Определяют порядок предложений.

Самостоятельная работа с тестом

VI.Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

С каким настроением закончим урок? Прикрепите на доску условный знак, каким вы бы хотели закончить урок.

Чем занимались на уроке? А в жизни все это может нам пригодиться? Я благодарю за хорошую работу, что были собранные и справились с такой трудной темой.

Диалог

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Организует беседу в конце урока. Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.

VII.Домашнее задание

 

Подготовить рассказ по теме урока в опоре на интеллект – карту.

   

Конкретизирует домашнее задание

Записывают д/з

Анализируя опыт использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Таким образом, внедрение технологий тестирования в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Список литературы:

  1. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.

  2. Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов»,Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49

  3. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002

  4. Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М., 2010г.

  5. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград: Учитель, 2011г.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.

Просмотров работы: 603