ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сафина С.Б. 1, Игошина Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие современного общества требует внесения кардинальных изменений в систему обﺍразования. Выпускник сегодня должен обладать не только «багажом знаний», но и универсальными способами получения новых компетенций, умением сотрудничать, стﺍремлением к продолжению обﺍразования, высоким уﺍровнем духовно-нравственного развития, необходимыми для успешной адаптации в информационном миﺍре. В связи с этим основой федеﺍральных государственных обﺍразовательных стандартов общего образования втоﺍрого поколения стали новые обﺍразовательные результаты, важнейшим из которых является умение учиться. В свою очередь новые образовательные результаты определили выбоﺍр методологической основы Стандарта.

В основу Стандаﺍрта положен системно-деятельностный подход, котоﺍрый развивался в течение пﺍрошлого века. Этот подход пﺍредусматривал целенаправленное фоﺍрмирование учебной деятельности учащихся, включение их в учебное сотﺍрудничество различных уﺍровней, активизацию познавательных интересов. Знание уже не предлагалось учащимся в готовом виде, они сами определяли необходимость поиска новых способов действий, планировали, контﺍролировали и оценивали свою деятельность. Учитель в развивающем обﺍучении выступает оﺍрганизатором деятельности учеников, а не транслятором готовых знаний, котоﺍрые нужно запомнить и повторить. Разﺍработка теории учебной деятельности выявила необходимость изменения образовательной паﺍрадигмы в XXI веке.

Неотъемлемой частью ядра нового рта являются рсальные учебные (УУД). Под универсальными учебными в современной педагогической науке понимается упность действий и связанных с ними учебной работы, способность субъекта к у усвоению знаний и сознательному и у присвоению нового опыта, стремление к саморазвитию и ршенствованию [1].

Функциями универсальных учебных являются: 1) обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность ставить учебные искать и необходимые средства и достижения, контролировать и процесс и деятельности; 2) создание для развития и ее самореализации на готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в рном обществе, социальной и профессиональной мобильности; успешного усвоения умений и и формирование картины мира и в любой предметной области [7].

Универсальный УУД непосредственнов том, что они, во-первых, носят надпредметный, характер, во-вторых, обеспечивают целостность личностного и развития и личности, в-третьих, обеспечивают преемственность всех образовательного процесса, в-четвертых, лежат в организации и любой учащегося от ее содержания, в-пятых, обеспечивают этапы учебного и психологических учащегося [4].

В основных универсальных действий четыре Личностные УУД, Познавательные УУД, УУД и Регулятивные УУД.

Мы остановимся на универсальных действиях, так как данный вид УУД не только в формирования самоорганизации деятельности у школьников, но и в успешности обучения в начальной школе.

Регулятивные прежде обеспечивают организацию их деятельности. К ним

1) целеполагание как учебной на соотнесения что уже и учащимся, и что еще

2) планирование – последовательности целей с конечного составление и действий;

3) прогнозирование – результата и усвоения его характеристик;

4) контроль в сличения действия и его с эталоном с обнаружения и от

5) коррекция – необходимых и в план и действия в расхождения реального и его

6) оценка – и учащимся что уже и что еще усвоить, качества и усвоения;

7) саморегуляция как к сил и к усилию (к в мотивационного и к препятствий [1].

Процесс регулятивных учебных непосредственно происходит на всех обучения языку и во всех деятельности уже с обучения

К основным направлениям в работе по формированию регулятивных универсальных учебных действий относится пропедевтическая работа, которая направлена прежде всего на открытие учащимися новых знаний в ходе выполнения заданий поискового характера, успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, сверка ответов, правил с вариантом учебника, корректировка в случае необходимости и на основе полученных знаний провести самооценку и рефлексию своей деятельности.

На наш взгляд, особое значение в формировании регулятивных универсальных учебных действий имеет непосредственно систематическая практика по работе с типовыми заданиями, которые направлены на актуализацию регулятивных действий у учащихся не только на уроках изучения нового материала, но и на уроках повторения и закрепления.

Рассмотрим приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на примере урока обобщения и систематизации знаний о составе слова в третьем классе по программе УМК «Школа России». (см. приложение 1)

К основному приему формирования целеполагания следует отнести создание проблемных ситуаций (проблемы) например:

Учитель сообщает учащимся, о том, что сегодня она получила необычное письмо, показывает и читает письмо:

«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами».

Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие, найти эти сокровища и раздает детям бескозырки. Учащиеся вместе с учителем решают путешествовать на корабле.

- Но, ребята, посмотрите… Мы не отплыли совсем…

- Что нам мешает? (якорь)

Чтобы убрать якорь, учитель предлагает выполнить задание. На доске появляются «значки».

Учитель:

-Найдите «лишний значок» и расставьте «значки по порядку».

-Что у нас получилось? (графическое изображение состава слова)

-Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке? Сформулируйте задачи урока. (Повторить и закрепить знания о составе слова).

-Сформулируйте тему урока или название путешествия? (Выслушиваются мнения учащихся)

-Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова».

Процесс целеполагания является коллективным действием, так как каждый ученик – это и участник, и активный деятель и созидатель общего творения, при этом учащиеся не только учатся высказывать свое мнение, а именно учатся слушать и слышать другого.

Для формирования умения планирования, наиболее удачными и эффективными являются следующие приемы:

  • обсуждение готового плана для решения учебной задачи (проблемы);

  • работа с деформированным планом для решения учебной задачи (проблемы);

  • составление своего плана для решения учебной задачи (проблемы);

Приведем примеры:

  • Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Каждая группа получает разрезанную на части карточку с деформированным планом нахождения корня. Задача учеников – обсудить в группе и составить из перечисленного правильный план разбора слова по составу.

Алгоритм разбора по составу:

1. Выдели суффикс.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4. Измени слово и выдели в нем окончание.

5. Выдели приставку.

Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои работы. Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.

  • Учитель: Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино». (Учащимся предлагаются карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.)

-Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другом карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами.

Данное задание формирует у учащихся не только умение работать по установленному плану, но и планировать свою деятельность, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности и формирует установки на поиск способов разрешения трудностей.

Прогнозирование направлено, прежде всего, на предвосхищение результата с учетом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с лишними и недостающими данными. Приведем пример такого задания.

Учитель:

–Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?

– Послушайте рассказ, называется он «Родственники».

Вы кто такие?

Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

А я ваша тетя – Гусеница!

– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.

– Назовите корень в этих словах.

– А почему гусеница не является им родственником?

– Ребята, а кто такие гуси?

– А на какие группы мы можем разделить гусей?

– А какую пользу они приносят?

– А кто такая гусеница?

– Нужно ли уничтожать гусениц? Почему?

Мы считаем, что действия предварительного контроля заключаются именно в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем, например:

  • До начала работы учитель предлагает учащимся ответить на несколько вопросов: Смогу ли я выполнить это задание? Трудно ли оно для меня? В чем заключается трудность? Нужна ли мне помощь, и какая?

Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения работы) в свою очередь должна сопровождаться словесной оценкой. Учащийся все время сверяет свой результат и действия с эталоном, и это входит в привычку. Процессуальный контроль целесообразно провести в устной форме, например:

  • «проговаривание» - один из учеников объясняет, другой комментирует.

При проведении итогового контроля по завершению работы следует вновь вернуться к задаче, которую решали, например:

  • Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Над чем работали? Что надо было сделать? Как мы выполнили это задание?

По мнению, Л. А. Фроловой, кандидата педагогических наук, оценочные умения младших школьников формируются в процессе выполнения на уроках тестовых заданий [5].

Учитель:

– Мы получили недостающую часть карты. Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест.

– Будьте очень внимательны! Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем еще придется поработать.

(Тест у каждого ученика)

Тест «Состав слова»

1. Корень – это главная часть предложения.

2. Родственные слова ещё называют однокоренными.

3. Основа – это часть слова с окончанием?

4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными?

5. Корни в родственных словах пишутся одинаково.

6. Окончание – это изменяемая часть слова.

7. Суффикс помогает образовывать новые слова.

8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

9. Корень – это общая часть родственных слов.

10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными.

После проверки результатов тестирования непосредственно проводится сличение результатов, которое является инструментом анализа ошибок, их причин и выявления затруднений. Следует отметить, что тестовые задания не только помогут учащимся усвоить учебный материал, но и воспитать у него самооценку.

Самооценка у учащихся развивается, когда где ученик в сотрудничестве с учителем участвует в применении критериев оценивания к разным конкретным ситуациям.

Например:

  • После выполнения того или иного задания учитель подходит к ученику и задает вопросы:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал все правильно или были недочеты?

– Ты составил все сам или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке по заданным учителем критериям, используя непосредственно разные знаково-символические средства, например:

- А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии.

- Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные.

На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные:

– я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было

– у меня были трудности, с которыми я справился

– мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать.

Таким образом, рассмотренные нами приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволят эффективно и целенаправленно вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.

Список используемой и цитируемой литературы

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская. И.А.Володарская и др.; Под ред. А.Г.Асмолова. ‑ М., Владос, 2008. ‑ С.54-65.

  2. Горецкий, В. Г. Русский язык: учебник: для 3 класса: В 2 ч. Ч. 1. /В.Г.Горецкий, В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.

  3. Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС/ Ресурс: [ http://festival.1september.ru/articles/626611/ ]

  4. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. /Н.Г.Кудрявцева. //Справочник заместителя директора. ‑ 2011. ‑ №4. ‑ С. 13-27.

  5. Фролова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников при изучении состава слова. /Л.А.Фролова. //Начальная школа. ‑ 2015. ‑ №5. ‑ С. 36-41.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Технологическая карта урока русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

УМК «Школа России»

Учебник

Русский язык, авторы: В.П. Канакина., В.Г. Горецкий., 3 класс. В двух частях. М. - «Просвещение», 2013 г.

Тема урока

Обобщение знаний о составе слова

Цели:

1)образовательные:

-обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание;

- формировать умения разбирать слова по составу, соотносить слова и схемы состава слов.

2)развивающие:

-развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся;

- формировать умения анализировать, проводить самопроверку и самооценку своей деятельности;

3) воспитательные:

-воспитывать активность, самостоятельность, ответственность.

Планируемые результаты:

Личностные умения: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные умения:

Познавательные: постановка и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; планирование своих действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и внесение коррективов.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

урок путешествие.

Формы организации урока:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • парная

Оборудование

  • мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска SmartBoard);

  • презентация PowerPoint, карточки с заданиями.

  • учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

- Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник,

его помощники – тетрадь, ручка, карандаш… Все готовы? Приступаем к работе!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

Минутка чистописания.

- Ребята, догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.

-Правильно, это буква ж. (слайд 1)

-А сейчас сядьте все правильно, возьмите ручки и пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной до конца строки.

-Буква ж

Регулятивные: поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Постановка учебной задачи

- Сегодня утром я получила необычное письмо.

(Учитель показывает и читает письмо)

(слайд 2 )

- Я предлагаю нам отправиться в путешествие и найти эти сокровища. Будем надеяться, что за столько лет пираты изменились и согласятся отдать нам свои части карты или обменять на что – либо.

- Итак, отправляемся в путешествие!

(Учитель раздает бескозырки детям)

- На чем же мы поплывем? (Учитель показывает рис.корабля) (Слайд 3)

- Но, ребята, посмотрите… Мы не отплыли совсем…

- Что нам мешает? (Слайд 4)

- Чтобы убрать якорь, необходимо выполнить задание:

– Ребята, посмотрите, у меня на доске появились «значки». (Слайд 5)

– Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? – Что он обозначает? – Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку?– Что же у нас получилось?

(слайд 6)

-Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке? Сформулируйте задачи урока. (слайд 7)

-Сформулируйте тему урока или название путешествия?

-Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова»

(слайд 7)

- Откройте свои «бортовые журналы», давайте запишем дату и название нашего путешествия.

- Смотрите, якорь исчез! Мы поплыли! Ура!

(слайд 8)

-Да!

-На корабле

-Якорь

-Да, есть. Восклицательный знак (!)

-знак препинания

(один ученик выходит к доске и расставляет «значки» по порядку)

-графическое изображение состава слова

(Выслушиваются мнения учащихся)

- Повторить и закрепить знания о составе слова

(Выслушиваются мнения учащихся)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;планирование своих действий;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать.

Работа по теме урока

- Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. (слайд 9)

- В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино» (см.приложение 2)

(Учащимся предлагаются карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.)

- Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другом карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами.

-Итак, что мы повторили с помощью данной игры.

- Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы!

(слайд 10)

- Отправляемся дальше

- А сейчас заглянем к боцману Акулову. (слайд 11)

-Он предлагает отдать нам свою часть карты в обмен на правильные ответы учащихся.

– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?– Послушайте рассказ, называется он «Родственники». – Вы кто такие?– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?– А я ваша тетя – Гусеница!– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.– Назовите корень в этих словах. – А почему гусеница не является им родственником?– Ребята, а кто такие гуси? – А на какие группы мы можем разделить гусей? – А какую пользу они приносят? – А кто такая гусеница?– Нужно ли уничтожать гусениц? Почему?

-Да, ребята, Господь создал гусениц и это тоже нужно для гармонии в природе. Как только какое-то звено выпадает, то ломается вся пищевая цепочка и может случиться маленькая или не очень маленькая экологическая катастрофа. Поэтому гусеницы очень важны, как звено пищевой цепи.– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? – Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными?

-Молодцы!Вторую преграду успешно преодолели и получили вторую часть карты. (слайд 12)

- Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало. (слайд 13)

- Если вы хотите получить следующую часть карты, Вам, работая в паре, необходимо привести в порядок алгоритм, т.е. определить и записать правильную последовательность разбора слова по составу. (Учитель раздает карточки) (см. приложение 3)

(Проводится взаимопроверка и взаимооценивание)

-Итак, что мы повторили с помощью данного задания.

- Мы получили третью часть карты. (слайд 14)

  • Физминутка.

- Для дальнейшего плавания нам нужна энергия.

Проводится игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ- (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная). »

-Отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову. (слайд 15)

– Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненные задания.

1 задание. Самостоятельная работа.

-Мы на физминутке образовывали однокоренные слова с корнем –ГРИБ- и –СТОЛ-

- Запишите слова в столбик и разберите слова по составу.

Гриб Стол

Грибок Столик

Грибной Столовая

Грибник Настольная

– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова?

-Приготовьте алгоритмы, которые вы, работая в паре, записывали в правильной последовательности.

(Проводится сверка с доской и самооценивание)

Учитель подходит к нескольким ученикам и задает вопросы каждому:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал все правильно или были недочеты?

– Ты составил все сам или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

-Итак, ребята, какие умения формировались при выполнении этого задания?

2 задание. Прочитайте слова. Соотнесите слова и схемы слов. (задание на доске)

-Назовите слова, которые подходят к первой схеме.

-Назовите слова, которые подходят ко второй схеме.

-Назовите слова, которые подходят к третьей схеме.

-Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

(Проводится фронтальная проверка)

-Итак, какие умения формировались при выполнении данного задания?

- Мы получили недостающую часть карты. (слайд 16)

- Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест.

  • Тест

(Тест у каждого ученика.) (см. приложение 3)

– Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над, чем еще придется поработать.

Проводится самопроверка и самооценивание.

– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения учащихся.)

-Мы повторили знания о значимых частях слова, что они обозначают, как их найти в слове и каким знаком они выделяются в слове

-Гусь, Гусыня, Гусята

-Гус

-Слово гусеница не имеет общую часть

-Птицы

-Домашние и дикие

-Перо, мясо, яйца

-Личинка насекомых

(Ответы учащихся)

- Что не все слова с одинаковым корнем могут быть родственными

-С одинаковым корнем и близкие по смыслу

-памятка или алгоритм разбора по составу

-Умения разбирать слова по составу

-Почка, облако.

- Звёз­дочка, оленята, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка.

-Под­свечник, пришкольный, подорожник, поездка.

-Умения соотносить слова и схемы состава слов

Регулятивные:умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности внесение коррективов; формирование осознанной взаимооценки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:умение планировать свою деятельность; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности и внесение коррективов; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Итог урока

Рефлексия

- Сокровища найдены! Мы добрались до них! (слайд 17)

- Итак, чему вы научились в путешествии?

-Все ли было понятно?

-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии.

- Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные.(На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные:

– я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было

– у меня были трудности, с которыми я справился

– мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать)

- Наше путешествие подходит к концу! Мы возвращаемся в класс.

-Всем спасибо за урок! (слайд 18)

(Выслушиваются ответы учащихся)

(Ученики приклеивают листочки на дерево)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и эмоции;

Регулятивные: развитие способности к самооценке;рефлексия своей деятельности на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Морфемное домино»

Перечисли значимые части слова

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Что такое приставка?

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Что такое корень слова?

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Что такое суффикс?

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Что такое окончание?

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Какие слова мы называем однокоренными?

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Алгоритм разбора по составу:

1. Выдели суффикс. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4. Измени слово и выдели в нем окончание.5. Выдели приставку.

Тест «Состав слова»

Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-).

1. Корень – это главная часть предложения. 2. Родственные слова ещё называют однокоренными. 3. Основа – это часть слова с окончанием? 4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? 5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. 6. Окончание – это изменяемая часть слова. 7. Суффикс помогает образовывать новые слова. 8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 9. Корень – это общая часть родственных слов. 10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными.

Просмотров работы: 1736