КАК ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ПРОСТЫХ ВЕЩАХ. Ф. И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАК ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ПРОСТЫХ ВЕЩАХ. Ф. И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА».

Синева Ю.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт и публицист, один из родоначальников романтизма в русской литературе [1]. Он подарил миру более 400 удивительных и ярких стихотворений [1]. Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза». Это стихотворение имеет двойную датировку. Первоначальный вариант произведения Тютчев написал в Германии в 1828 году и опубликовал в журнале «Галатея» [2]. Затем, спустя почти четверть века, автор исправил в произведении первую строфу и добавил вторую строфу [2]. «Весенняя гроза» включено в программу Литературного чтения для 4 класса, авторами которой являются Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская. Это произведение помогает увидеть все прелести природы, которые заключаются в обыкновенных вещах.

В названии произведения «Весенняя гроза» сочетаются между собой нежное и воздушное прилагательное «весенняя» и суровое и хмурое существительное «гроза». Это словосочетание помогает нам настроится на характер и тему стихотворения, которой является гроза. Гроза для Тютчева отождествляется с переменами, возникновением чего-то нового в мире природы и мире людей. Тютчев часто в своих произведениях связывал природные явления с жизнью человека, так и в этом стихотворении «гроза» выступает в роли человеческой молодости, которая громко заявляет о себе, когда человек уходит из детства.

Стихотворение основано на монологе лирического героя. Композиция произведения включает в себя четыре строфы, написанные четырехстопным ямбом с пиррихием, что придает стихотворению звучность и мелодичность. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы, что способствует лучшему запоминанию текста.

С самых первых слов автор признается в любви к весенней грозе, которую поэт, рассматривая с философской точки зрения, считает чем-то жизненно необходимым, для того, чтобы все вокруг заиграло и пробудилось от спячки. Первые строки заставляют читателя окунуться в атмосферу начинающегося дождя. Тютчев, со свойственной ему манерой, уже с первой строфы проводит параллель между природой и человеком, это мы видим из того, какие глаголы автор использует по отношению к первому весеннему грому. Гром для Тютчева сродни ребенку, который резвится и играет, не думая причинять миру никакого зла. Читатель представляет голубое небо, которое только начинает затягиваться тучами:

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом [2].

Следующая строфа посвящена началу самого дождя, в воздухе чувствуется запах пыли, которую поднял ветер и несмотря на тучи, солнце украшает («золотит») [2] дождевые нити, эта метафора помогает почувствовать игривое настроение дождя. Так же автор не случайно использует эпитет «перлы дождевые» [2], так он показывает нам всю красоту начинающегося дождя, ведь перлы напоминают жемчужины- нежные и сверкающие бусины:

Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит[2].

В первой строчке третьей строфы мы встречаем олицетворение («поток бежит») [2] и инверсию («поток проворный») [2], с помощью этих средств выразительности поток воды сравнивается с юношей, который еще не знает своего предназначения в жизни, но упорно несется вперед навстречу новому. Всё вокруг в возбуждении от теплой весенней грозы («гам лесной», «птичий гам», «гам нагорный») [2] и в предвкушении обновления природы. Инверсией («птичий гам») [2] автор показывает то, что птиц слышно больше всего. Все вокруг не просто «вторит» громам, а «вторит весело», что выражает настроение радости и восторга:

С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной и шум нагорный —Всё вторит весело громам[2].

Последняя строфа стихотворения очень необычна, в ней автор обращается к героям древнегреческой мифологии. Он отождествляет грозу с пролитым на землю громокипящим кубком, который пролила Геба, во время того как кормила Зевесова орла.

Геба— богиня цветущей юности, дочь Геры и Зевса, жена обожествленного Геракла, на пирах богов она служила виночерпием, подносила им нектар и амброзию (греч. мифол.) [3].

Зевс— верховный бог, отец богов и людей, его местопребывание — на горе Олимп, ему подвластны небо, гром и молнии (греч. мифол.) [3].

Зевесов орел— орел — царь животных, источник света, плодородия и бессмертия (греч. мифол.); Зевс избрал орла своим военным знаком[3].

Не спроста автор использовал именно образ богини цветущей юности, он еще раз показывает читателю своё отношение к весенней грозе как к новому веянию жизни. Обращаясь в своём стихотворении к древнегреческой мифологии, Тютчев заставляет поверить читателя в то, что гроза и ее проявления – это своего рода волшебство:

Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила[2].

В стихотворении «Весенняя гроза» преобладают сонорные и ярко выражена аллитерация «г» и «р» («гремят раскаты»,«гром грохочет») [2], создающая яркую звуковую картину грозы. Развитию действий способствует насыщенность стихотворения глаголами, они позволяют создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит) [2].

На мой взгляд, Федор Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» пытался призвать читателя к переосмыслению каких-либо ценностей и к пониманию того, что всякие мелочи жизни достойны нашего внимания, восхищения и любви. Его стих небольшой по объему, но настолько чувственный и со смыслом, что остается навечно в памяти читателя и принуждает задумать о том, что же на самом деле важно в нашей жизни.

Список используемых источников:

1. Биография Ф.И.Тютчева [Электронный ресурс] / Рeжим доступа: http://all-biography.ru/alpha/t/tyutchev-fedor-ivanovich-tyutchev-fyodor-ivanovich (13.01.2017)

2. Стихотворение «Весенняя гроза» [Электронный ресурс] / Рeжим доступа: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post392033141 (13.01.2017)

3. Мифология [Электронный ресурс] / Рeжим доступа: http://ftutchev.ru/stihi0034.html (13.01.2017)

Просмотров работы: 606