Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А. Г. Асмолов выделяет четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[1]
Коммуникативные УУД формируются у младших школьников при организации на уроке разных форм взаимодействия: групповой работе, работе в парах.
Для того чтобы учащиеся были успешны во взаимодействии с другими людьми, им, прежде всего, нужно научиться точно выражать свои мысли, говорить грамотно, а помогут им в этом уроки русского языка. Мы рассмотрим такой раздел языка, как морфология. Морфология - раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов, их словоизменение (парадигматику слов), а также способы выражения абстрактных грамматических значений, разрабатывает учение о частях речи. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи - по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте. Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.
Изучение морфологии имеет большое значение для общего обучения и развития школьников. Усвоение знаний по морфологии способствует интеллектуальному развитию и формированию теоретического мышления у детей. Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствует развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Умение распознавать части речи и их морфологические признаки способствует успешному овладению нормами русского литературного языка.[3]
При изучении имени прилагательного учащиеся расширяют свой словарный запас, учатся описывать окружающие их предметы с помощью разных признаков, употреблять прилагательные в нужной форме, что способствует наиболее полному раскрытию мысли ребенка и обеспечивает легкое восприятие его слов собеседником.
Для того, чтобы наглядно показать с помощью каких приемов можно формировать коммуникативные УУД при изучении темы имя прилагательное как часть речи, нами была разработана технологическая карта данного урока
Предмет русский язык
3 класс
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Тема: «Имя прилагательное как часть речи».
Цель урока: ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.
Планируемые результаты |
||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|
научатся осознавать имя прилагательное как часть речи; находить и распознавать в окружающем мире имена прилагательные; классифицировать имена прилагательные. |
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относится к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого. - личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
|
Организация пространства |
||
Форма работы |
Оборудование |
|
|
Учебник русский язык 3 класс ч. 2 Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной УМК «Перспектива» [4], презентация, тетрадь на печатной основе. |
№ п/п |
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
1 |
Орг. момент |
Настрой на работу. |
- Тихо сели Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! - Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. |
Подготовка класса к работе Запись числа и классной работы. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 |
Минутка чистописания |
Выработка каллиграфического почерка. |
- Пропишите соединение букв. нпл ннпл |
Запись в тетради букв нпл и ннпл. |
|
3 |
Словарная работа |
Повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена прилагательные. |
- Пишем слова: Аккуратный, жужжать, язык, весёлый, ботинки, победить, обедать, песок, белый. Слайд 2 На слайде появляются слова, проверка написания слов. - Подчеркните орфограммы. - Подберите антонимы к именам прилагательным. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Пишут, выделяют орфограммы. Обмениваются тетрадями, проверяют по доске. |
|
4 |
Актуализация знаний |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
- На какие три группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.) - На какие вопросы отвечают слова каждой группы? - Что обозначают слова первой, второй, третьей групп? |
Делят слова на группы, объясняют свой выбор. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
5 |
Постановка учебной задачи |
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации Проводится подготовительная работа к определению понятия «роль имён прилагательных в речи». |
- Послушайте стихотворение. Слайд 3. - Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении? - Что она обозначает? - Какой признак обозначают эти слова? ( Аккуратный – черта характера, весёлый – эмоциональное состояние человека, белый – цвет). - Придумайте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? какой? какое? какие?). - Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Черемуха». Слайд 4,5 (На слайде, стихотворение написано с пропущенными прилагательными. Учитель просит одного из учащихся прочитать вслух стихотворение без прилагательных.) - Понятно о чем говорится в тексте? - Можем ли мы представить картину природы, которую описал поэт? Какой она будет? Яркой, красочной? Или серой, невзрачной, унылой? Чего же не хватает в тексте? Верно, прилагательных. (на слайде появляются слова для справок) В стихотворении на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Какой теперь мы представляем картину описанную поэтом? - Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Определите тему сегодняшнего урока. - Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему. |
Слушают стихотворение. Называют часть речи, о которой говорится в стихотворении. Определяют признаки слов. |
Регулятивные: целеполагание; Познавательные : анализ с целью выделения признаков |
6 |
Работа по теме урока |
Устанавливает осознанность восприятия. |
- Прослушайте профессора. Слайд 6 Работа по учебнику. Упр.172 с.97 Слайд 7 - Какие свойства предметов описывают эти признаки? - Какое из прилагательных указывает на цвет предмета? на размер? на форму? - Ответьте на вопрос Совёнка. Что общего у всех этих слов? - Что же такое признак предмета? - Как отвечает на этот вопрос Аня? - Прочитайте «Узелки на память». Как называются группы слов в русском языке? - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает эта часть речи? - Можно ли по признакам угадать предмет? - Найдите в окружающей обстановке предмет и назовите его признак, не называя сам предмет. |
Слушают определение понятия «Имена прилагательные». Упражняются в определении предмета по его признаку. Несколько учащихся загадывают предметы, называют их признаки, остальные угадывают.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
7 |
Физкультминутка |
Снять утомление у детей, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вправо влево подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Зажимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйся |
Выполняют физминутку. |
|
8 |
Продолжение работы по теме урока |
Наблюдение над ролью прилагательных в языке. |
Игра «Узнай». - По признакам определите предмет. Серый, хищный, жадный… Рыжая, хищная, ловкая… Высокий, красивый, каменный… Круглый, разноцветный… - А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: каждому ряду я загадаю слово, а каждая парта должна придумать, каким прилагательным можно описать это слово и записать его на карточке, затем передать карточку следующей парте, выиграет тот ряд, который опишет предмет наиболее точно. 1 ряд – медведь, 2 ряд – озеро, 3 ряд – ёлка. - Какую роль выполняют имена прилагательные в речи? - Для чего мы используем их в предложениях? |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
|
9 |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Организация деятельности по применению знаний |
Рабочая тетрадь. Упр.134 с.83 - Придумать как можно больше имён прилагательных. Работа в паре с партнёром по плечу. Знатоки имён прилагательных. Слайд 8. - Прочитайте текст и вставьте подходящие имена прилагательные вместо пропусков. . |
Работа в парах. Учащиеся как можно больше придумывают имён прилагательных, проверка задания. Учащиеся оценивают работу партнёра по плечу. Запись в тетради текста с именами прилагательными. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
10 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организация рефлексии |
- Какую часть речи будем изучать в разделе? - Что такое имя прилагательное? - Какую роль играют в речи имена прилагательные? Слайд 9 - Оцените свою деятельность на уроке, продолжите фразу. Слайд 10 Спасибо за старание, ведь главное – желание А навыки и знания с годами к вам придут. Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. |
Самооценка результатов деятельности |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
11 |
Домашнее задание |
Упр. 175, с.98 |
Уточняют домашнее задание |
Развитие коммуникативных УУД в начальной школе является залогом успешного будущего младших школьников, так как коммуникация присутствует во всех сферах деятельности человека, во время учебы нам необходимо взаимодействие с учителями и товарищами в коллективе, на работе нам нужно налаживать контакт с коллегами, в семье – общение с близкими и т.д. А для гармоничного общения нам необходимо совершенствовать речевые навыки. Уроки русского языка в начальной школе способствуют развитию речи учащихся.
Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.
Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
Основные задачи изучения частей речи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальные понятия "имя существительное", "имя прилагательное", "глагол", развить умение осознанно употреблять их в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навыки правописания.
Литература:
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; - М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 47 с.
Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. – 472 с.
Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. В 2 ч. Ч 2/ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; - М.: Просвещение, 2014. – 143 с.