ВОСПИТАНИЕ СОВМЕСТНОГО ТРУДА В РАССКАЗЕ Н. Н. НОСОВА «НА ГОРКЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ СОВМЕСТНОГО ТРУДА В РАССКАЗЕ Н. Н. НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Усатова Е.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который по разным обстоятельствам работал даже железнодорожником. Николай был вторым сыном в семье.

Николай Николаевич Носов – советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени. Николай Николаевич больше всего известен, как детский писатель. Все взрослые и дети знают его произведения «о Незнайке», «Живая шляпа», «Заплатка», «Затейники», «Огурцы», «Фантазеры» и др.

Я рассмотрю один из рассказов Николая Носова «На горке». Это произведение изучается во втором классе по школьной программе «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Оно учит детей думать, размышлять и понимать смысл прочитанного произведения, так же развивает фантазию и воображение.

Темой рассказа является радость общего труда. Носов не только рассказывает о том, как это здорово и правильно трудиться вместе, но и даёт ребенку понять, что не нужно бояться ошибок, их можно и нужно исправлять. Котька совершил нелепый, глупый поступок, пытаясь получить желаемое - прокатиться на горке. Он не подумал о том, что это неправильно - воспользоваться результатом чужого труда, покататься без ребят. Котька испортил горку, но друзья сказали ему, как все исправить.И на этот раз они работали все вместе - Котька засыпал горку снегом, а ребята полили ее водой. И горка стала еще лучше.

Носов поднимает в своем рассказе проблему труда, нежелание Котьки трудиться. Конфликт в произведении заключается в нежелания помогать ребятам и желание пользоваться чужим трудом. Идея состоит в том, что автор учит совместному труду, ведь трудиться вместе с друзьями гораздо лучше и интересней, чем бездельничать.

Сюжет рассказа довольно прост, но при этом не лишен своеобразия. Рассказ начинается с экспозиции, как ребята строили горку, а Котька наблюдал за этим в окно. Завязка рассказа начинается с момента, когда ребята уши домой обедать, а Котька пошел кататься на горке. Но у него не получилось забраться на горку, и он решил засыпать её песком. И потом понял, что сделал глупость. Кульминационный момент происходит, когда пришли ребята и увидели, что их горка испорчена. Они начинают разбираться, кто испортил их горку. Котька признался в содеянном. Ребята были очень возмущенны, и сказали ему, чтоб он все исправил. И ребята начинают делать горку, теперь уже все вместе. Развязкой рассказа является конечный результат, сделанный всеми друзьями

Главным персонажем в рассказе является Котька Чижов, которого рассказчик видит хитрецом. «А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся». Котька не стал работать со всеми и кататься пошел один, без друзей, что и стало причиной его глупого поступка. Друзья Котьки остаются безымянными и несколько безликими: «Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Ребята полили её водой и побежали домой обедать», что позволяет автору сместить все внимание читателя на Котьку - он совершил ошибку, но сам же ее и исправляет, хотя к этому его и подтолкнули друзья. Котьку нельзя назвать плохим. Да, он ошибся, но исправился, стал лучше. Это дает читателю надежду, что в другой раз он уже так не поступит.

Главного персонажа автор рисует через его поступки, не дает описание внешности. При этом мы очень четко видим характер героя. Внешний облик персонажа здесь действительно не важен, такой подход к изображению героя делает рассказ универсальным. На месте Котьки читатель может представить любого мальчишку. Использован прием типизации. Котька - типичный школьник, обычный мальчик, который может оказаться и другом читателя и даже самим читателем. Это позволяет установить доверительные отношения между автором и ребенком-читателем, донести до него главную мысль рассказа.

Что касается языка произведения.Носов использует простой синтаксис, короткие предложения «Он горку не строил. Раз десять падал. Там – ящик с песком», стилизацию детской речи, что позволяет отобразить схематизм и прямолинейность детского мышления, обратить все внимание читателя на содержание рассказа. Автор использует восклицательные предложения «Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то, как следует, не умеет! Только полез на горку – бух носом!». В рассказе преобладают глаголы, которые служат для реализации замысла автора «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой». Ребенок должен запомнить ситуацию и ее разрешение.

Мне этот рассказ понравился тем, что он добрый и понятный детскому читателю, также в нем рассматривается случай, который мог произойти в реальной жизни. Рассказы Носова ненавязчиво учат детей, как поступить в трудной ситуации, а взрослым помогают решить воспитательные проблемы - донести до ребенка моральные и нравственные нормы в легкой и занимательной форме.

Список литературы

  1. Википедия. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Носов,_Николай_Николаевич

  2. Виноградская, Л.А. Литературное чтение 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Изд-во просвещение, 2012. – 159 с.

Просмотров работы: 1544