ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Андреева М.А. 1
1ФГБОУ ВО"МГТУ им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, динамичность и изменчивость условий, становится актуальнымподготовить человека, соответствующего этойкультуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Поэтому с каждым учебным годом учителям младших классов приходится переосмысливать цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов[10].

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! В решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД) [4].

Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [6].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4)коммуникативные.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам «orfos» – «прямой», «правильный» и «grapho» – «пишу», т.е. буквально означает «правильно пишу». Орфографией М.Р. Львов обозначает ту совокупность правил и традиций, которой руководствуется каждый пишущий и которая обеспечивает единство написаний и точное понимание написанного.[9]

Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки детей по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных (УУД)[2].

Особую важную роль играют регулятивные универсальные учебные действия, к которым относятся:

- целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. [1]

При объявлении темы урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке учебной задачи. Так, учащиеся учатся формулированию темы урока через введение в урок проблемной ситуации, что позволяет определить границы знания и незнания.

Например, на уроке русского языка, при изучении раздела орфографии темы: «Правописание слов с безударными гласными в корне» предлагается ряд заданий, представленных в технологической карте урока на формирование регулятивных УУД:

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме

«Правописание безударных гласных в корне»

Предмет: Русский язык

Тема урока: « Правописание безударных гласных в корне»

Тип урока: Открытие новых знаний

Дидактическая цель урока: способствовать развитию умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными

Задачи:

- образовательная (сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными);

- развивающая (содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса);

- воспитательная (содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно)

Образовательнаяпрограмма: УМК«Школа России»

Планируемые результаты:

Предметные:

акреплять умение проверять безударную гласную в корне слова;

-учить работать по алгоритму;

-различать проверочные и проверяемые слова.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

-Вот звонок нам дал сигнал.Поработать час настал.Так что время не теряем,И урок наш начинаем.

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

Сегодня на уроке вам будет помогать зверек, а какой, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка:

-Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

-Как вы догадались?

– Ёжик предлагает провести выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.Он нес яблочки в лукошке,Чтобы их все сосчитать Нужно пальцы загибать

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Внимательность, наблюдательность.

-Еж.

Личностные УУД

Минутка чистописания

-Размялись? Теперь проведем минутку чистописания.

-На доске записаны буквы (-а -р -я -о -и -е)

-Какая буква лишняя? Почему?

-Запишите только гласные буквы ( -а -о -и -е -я)

- Лишняя буква -р, потому что это согласная буква, а остальные гласные.

Регулятивные УУД

Актуализация знаний

1)Раздели слова на две группы.

Водичка, вода, водитель, водный

-Обоснуй выбор.

2) В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.

Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной, поход, тропа, зимушка.

(Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду)

-Молодцы! Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

Водитель слово лишнее, оно на однокоренное всем остальным, отличается значением)

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи

-Отправь ракеты к своим планетам.

А О Я И Е

В . лна В . терок Л . сток П . руса Гр . да

-В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Поиск решения проблемы

- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.

- Выдели части слова, в которых пропущена буква

- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)

- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)

- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”? (На планету с буквой Е)

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)

- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?

- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)

- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?

- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)

- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)

- Почему эти слова подошли для проверки?

Запись в тетрадь проверочного слова.

 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Работа над правилом

– Прочитайте правило в учебнике на с.148. (Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное).

– Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», правило «Правописание безударных гласных в корне слова»).

 

Познавательные УУД

Работа по составлению алгоритма

-Дети, давайте вместе смоделируем алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

На слайде:

1.Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3.Определи безударные гласные.

4.Ставлю под ударение безударную гласную;

5. Под ударением …;

6. Пишу ту же гласную в корне слова

 

Регулятивные УУД

Первичное закрепление

– Теперь прочитайте с доски.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? О чем? – Какой тип текста?– Придумайте заголовок.– Какие виды орфограмм встретились в тексте?– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?– Пропущенные орфограммы выделить.

-Подчеркнуть главные члены предложения.

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Закрепление изученного

-Ежик приготовил для вас задание.

Цифровой диктант с последующей проверкой.

гн…здо

1. А ос…нь

пр…мой

  1. О п…сьмо

м…ряк

  1. И с…лить

тр…ва

4. Е б…да

м…сной

5. Я ч…сло

Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.

Регулятивные УУД

Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

-Стали вы мудрее? В чем?

-Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

-Чему научились на уроке?

-Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

-Зачем нужно знать и помнить это правило?

-Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

-Все хорошо поработали!

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Тестовые задания

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;б) в корне;в) в суффиксе.

2. Безударный гласный звук в корне слова:

а) побег;б) столик;в) старушка;г) маленький.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;б) вода, подводный, водить, водяной;в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;б) горький;в) горка;г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;б) домашний;в) домовой;г) дома.

Регулятивные УУД

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к доске и подарите ежику свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный шарик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке – зелёный шарик.

 

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Домашнее задание

-Выучить правило и алгоритм.

-Подбери несколько однокоренных слов к этим словам (кормушка, звери, тепло, весна), подчеркните орфограммы и поставьте ударение.

   

Таким образом, включение в урок способов и приемов, направленных на формирование регулятивных учебных действий, делает процесс обучения эффективным, интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, учит самостоятельно добывать знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. – 150 с.

  2. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования. /Н.М.Горленко, О.В.Запятая, В.Б.Лебединцев, Т.Ф.Ушева. //Народное образование. – 2012. ‑ №4. ‑ С.153-160.

  3. Ермакова, О. Б. Формирование универсальных учебных действий на материале ведущих учебно-методических комплектов для начальной школы. /О.Б.Ермакова. //Педагогические технологии. – 2011. ‑ №1. ‑ С.30-39.

  4. Ковалева, Г. С., Красновский, Э. А., Краснянская, К. А., Логинова, О. Б., Татур, О. А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. / www. standart. edu. ru /

  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. /Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. ‑ М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

  6. Купирова, Е. А. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности. /Е. А. Купирова, Е. Л. Суворова. //Начальная школа. ‑ 2011. ‑ №7. ‑ С.84-91.

  7. Ладыженская, Т. М. Требования нового образовательного стандарта: изменения в учебниках русского языка. /Т.М.Ладыженская. //Русский язык. прил к газ. «Первое сентября». ‑ 2012. ‑№6. ‑ С.38-40.

  8. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. /М.Р.Львов; В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. ‑ М.: Академия, 2002. ‑ 462 с.

  9. Отслеживание влияния педагогических инноваций на уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников: диагностический инструментарий: учебно-методическое пособие. /Авт. - сост. И.Е.Сюсюкина. ‑ Магнитогорск: «Оникс», 2008. ‑ 40 с.

Просмотров работы: 556