РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-М КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В. А. ОСЕЕВОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-М КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В. А. ОСЕЕВОЙ

Майорова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из главных задач современной школы является формирование многогранной личности. Для реализации этой задачи педагог стремится создать благоприятные условия для умственного и нравственного развития, ищет новые методы, формы и средства обучения, благодаря которым ребёнок может реализовать свой потенциал. Одной из наиболее популярных педагогических технологий является проектная деятельность, так как она имеет многоцелевую и многофункциональную направленность. Наряду с овладением знаниями, у ребёнка происходит многостороннее развитие.

Проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени.

Как и любой вид деятельности, проект имеет определенные этапы:

1.Проблемно-целевой этап;

2. Этап разработки сценария;

3.Этап практической работы;

4.Предварительная защита проекта;

5.Защита проекта;

6.Рефлексия.

Учебные проекты бывают различных видов: исследовательский, информационный, творческий, практико-ориентированный, игровой и т.д.[3]. В нашей статье мы остановимся на творческом проекте по литературному чтению, посвященному произведениям В.А.Осеевой. Основными задачами данного проекта являются знакомство учащихся с творчеством писательницы и формирование у младших школьников нравственных ценностей посредством её рассказов.

Проект «Детям о детях»

Урок литературного чтения 2 класс.

Проблема: формирование нравственных ценностей;

Цель: сформировать нравственные ценности посредством поучительных рассказов о детях Валентины Осеевой.

Задачи:

– совершенствовать навыки работы с текстом;

– развивать речь и память;

–формировать умения сопоставлять события рассказов с собственным жизненным опытом;

– расширить знания по литературным произведениям.

– воспитать интерес к творчеству В.Осеевой

Вид проекта: творческий;

Количество участников проекта: учащиеся 2-го класса;

Форма проведения:

Выставка книг, инсценировка рассказов, рисунки, пословицы на заданную тему, сочинение собственного рассказа

Оборудование: портрет и биография В.Осеевой,

Постановка проблемы

Проект рассчитан на детей 2 класса. Учащиеся были разделены на 4 команды. Для каждой команды я приготовила по одному рассказу В.Осеевой, каждый из которых носит поучительный характер. Рассказы я распределила самостоятельно, руководствуясь знанием своего класса. Первой команде я предложила рассказ «Синие листья», второй команде рассказ «Кто хозяин?», третья команда получила рассказ «Что легче?» и последняя, четвертая команда взяла рассказ «Три товарища»[2]. Детям было дано задание: самостоятельно прочитать эти рассказы. Также за неделю до проекта, я провела урок, в котором мы с учащимися учились писать собственные рассказы. Далее каждой команде я раздала памятку с планом работы.

План работы

1.Придумать название команды; оформить название на плакате;

2..Вместе со своей командой обсудить рассказ и ответить на вопросы: о чем этот рассказ? Что хочет донести до нас автор? Какова главная мысль произведения?;

3.Создать сценку по своему рассказу;

4.Подобрать пословицы, подходящие к рассказу;

5.Придумать свой рассказ, в котором приводится такой же поступок ребёнка, как и в рассказе В.Осеевой;

6.Нарисовать иллюстрацию, содержащую главную мысль рассказа.

Время на разработку проекта– 1 неделя.

7. Приготовить небольшой вывод по своей теме.

Защита проекта

В классе мы с ребятами расставили парты так, чтобы у команд было место для инсценировки своего рассказа. На доске я вывесила портрет Валентины Осеевой. Работу мы начали с краткой биографии В.Осеевой.

Осеева Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям[1].

Именно об этих рассказах пойдёт речь на нашем мероприятии.

К доске выходит первая команда: «Волшебники» с рассказом «Синие листья».

Они вешают на доску свою иллюстрацию. Далее дети показывают сценку. Так как мы читали этот рассказ, остальные дети по сценке пытаются угадать название произведения. Далее один из участников читает громко и с выражением рассказ, который команда придумала самостоятельно. После прочтения дети вывешивают на доску пословицы, относящиеся к данному рассказу: «Жадность - всякому горю начало», «У него и средь зимы снега не выпросишь» и т.д. Дети из других команд по поднятой руке объясняют, что значит та или иная пословица. После этого один человек из команды читает вывод: «Жадность- это плохое качество человека, у жадных людей никогда не будет друзей. Если ты пожалел что-нибудь для друга, то не жди помощи от него в другой раз…»

Следующая команда «Барбарики» с рассказом «Кто хозяин?»

Команда выступает по тому же плану: вывешивает рисунок, показывает сценку, далее читается рассказ и пословицы: «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Каждый должен отвечать за свои поступки, если вы взяли собаку и сказали, что она ваша, значит вы должны быть её хозяином, чтобы не случилось…»

Третья команда «Зайчики » с рассказом «Что легче?»

Пословицы: «Лучше горькая правда, чем красивая ложь», «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят» Вывод: «Лучше говорить правду, тогда не придётся краснеть. Мальчики, которые солгали, получили наказание, а мальчик, который сказал правду – нет»

Последняя команда «Друзья» с рассказом «Три товарища»

Пословицы: «Друг познается в беде», «Единственный способ иметь друга - это быть другом » Вывод: « Друзей нужно выручать, если ты действительно настоящий друг, а, если ты только советы даёшь, то это не дружба»

В конце выступления всех групп, мы ещё раз вспомнили, какие произведения мы сегодня рассматривали.

Данный проект помог детям проявить себя с творческой стороны. Учащиеся расширили свои знания по произведениям В. Осеевой.

Список литературы:

1.Краткая биография В. А. Осеевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://playroom.ru/

2.Осеева, В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева. – М. : Дет. Лит.,1982. – 31 с.

3.Шаповалова, Н. Г. Метод проектов: практика применения / Н. Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. -№ 09. -С.3-9.

Просмотров работы: 824