ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. П. ВОРОНОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. П. ВОРОНОВА

Невская А.И. 1, Прокофьева А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек и природа – два неразделимых, взаимосвязанных понятия. Человек неразрывно связан с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависит от него. Ведь природа является источником жизненно необходимых потребностей для человека: мы пьём воду, добываемую из родников, рек и озёр; купаемся в тёплых морях и океанах; наслаждаемся вкуснейшими фруктами, овощами и ягодами, вырастающими на нашей плодородной земле. Всё это щедрые дары, которыми природа наградила нас.

Каждый день человек может наблюдать красивейшие пейзажные картины: закат и восход солнца; игривое, ласковое или же бушующее море; зелёный, зелёный лес; множество растений самых разнообразных форм и красок.

Но для людей творчества природа становится не только предметом восхищения, но и вдохновения. Неповторимая красота природы всегда являлась одной из самых популярных и любимых тем поэтов и писателей всех времён: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, В.Г. Распутина, К.Г. Паустовского и др. В своих произведениях мастера слова заставляют читателя задуматься о значимости природы в жизни человека.

Тему природы в своих произведениях затрагивает Николай Павлович Воронов – уральский прозаик, поэт, публицист; член Союза писателей России, академик Академии литературы, главный редактор журнала «Вестник Российской литературы» [1]. Описание природы можно встретить во многих произведения Н.П. Воронова. Остановимся на двух рассказах: «Безвременник» и «Глоток солнца», в которых автор поднимает тему о влиянии красоты природы на мироощущение подростка [2].

В рассказе «Безвременник» повествуется о двух ребятах, отправившихся холодной осенью на прогулку вдоль побережья в междугорье. Дорога вдоль побережья, ведущая в междугорье, сопровождается беспокойными ветрами, тёмными тучами и шумом волн моря. Но стоит ребятам свернуть в междугорье, как вся суматоха вокруг сменяется завораживающей тишиной и полным спокойствием. Наступали сумерки. Ребята выбираются на открытый участок, который ещё освещён солнцем, и на малоезженой дороге, в траве, замечают свежий безвременник – сиренево-голубой цветок, поражающий своей красотой и нежностью. Прекрасный, никем не оберегаемый цветок рос прямо посреди дороги, на тропе. Именно на тропе, а не около неё, в стороне. Эта картина очень огорчила главного героя, от лица которого ведётся повествование всего рассказа.

Таня, девочка, что отправилась в междугорье вместе с главным героем, была настолько восхищена красотой цветка, что уже, казалось, ничего вокруг не замечала. Но безвременник не рос в одиночестве: по всему дорожному спуску можно было увидеть множество таких же цветков, растущих на окаменелой земле. У читателя возникает вопрос: почему прекрасное, необыкновенно красивое и нежное создание природы должно расти в таком непригодном, несвойственном для цветов месте, как окаменелая земля. Но автор сразу же даёт ответ: олицетворяя невинность и беззащитность, безвременники, растущие на дорогах и горных тропах, являются символом того, что даже в трудные моменты жизни может возникнуть прекрасное. Главное, уметь замечать это прекрасное.

В рассказе «Глоток cолнца» повествуется о мальчике, собравшегося тёплой весной отправиться на электричке в Москву. Но из-за ремонтных работ на дороге поездку приходится отложить. Тогда главный герой решает прогуляться по лесу, расположенному около железнодорожных путей. Мальчик с большим удовольствием изучает богатство растительного лесного мира: берёзы, маленькие сосны, мохнатые осины, крохотные клёны, перистые рябины, изумрудные ели, ландыши и островок лиловых цветов на гранёных стебельках. Всё это вызывает у героя неподдельный интерес и детское любопытство.

Но внезапно его внимание привлекает шмель, пролетающий рядом с таким шумом, что, казалось, его можно сравнить с гулом реактивного самолёта. Шмель, перелетая с одного цветка на другой и вдоволь наевшись цветочного нектара, останавливает свой полёт на осиновом листе. Долго рассматривая, как шмель переворачивается с боку на бок под лучами солнца, герой неожиданно делает для себя открытие: шмель лёг под солнце погреться.

Мальчика настолько поражает этот удивительный, зрелищный момент, поднявший ему настроение, что, возвратившись на станцию, герой всю окружающую его природу воспринимает теперь точно впервые. На платформе мальчик видит пожилую женщину, которая так же, как и тот шмель, греется под тёплыми лучами солнца, подставив им своё отбелённое годами лицо. И вот наш герой, усевшись в вагон, тоже подставляет свою макушку лучам солнца и наслаждается их приятным, согревающим теплом.

Рассказы Н.П. Воронова учат нас наслаждаться окружающей природой, замечать, видеть и чувствовать её красоту, радоваться любому природному явлению: цветку, ветру, шелестящей траве, тёплому, греющему душу и тело солнцу.

Природа влияет на внутренний мир человека, в результате чего происходит духовное и нравственное облагораживание личности. Человек не может обойтись без природы. А вот природа, напротив, прекрасно может существовать и без человека. Связь человека с природой всегда будет одной из ведущих тем в литературных произведениях.

Список использованной литературы:

  1. http://readli.net/avtor/Voronov-Nikolay-Pavlovich/

  2. http://books.academic.ru/book.nsf/62193214/%D0%91%D0%B5%D0%B3+%D0%B2+%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8

Просмотров работы: 700