ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – ГРАМОТНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДАННОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – ГРАМОТНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДАННОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Тишкова И.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из главных задач современного общества выступает компьютеризация различных сфер человеческой деятельности, как важный компонент почти всех видов профессиональной деятельности. Информатизация современного мира определила стратегию модернизации российской системы образования Обязательным компонентом функциональной грамотности человека стала компьютерная грамотность. Компьютерная грамотность – это умение читать и писать с помощью ЭВМ и искать информацию в интернете [3, c.11]. Рассмотрим краткое наполнение понятия «компьютерная грамотность», которое сложилось в толкованиях специалистов.

1. Умение «общаться» с компьютером, включающее умение: подготавливать компьютер к работе, запускать и останавливать его, работать с клавиатурой, вводить и корректировать числа и символы, работать с простейшими сервисными программами.

2. Составление простейших программ для компьютера. Начальные навыки составления самостоятельных программ, основывающиеся на компонентах алгоритмической культуры.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.

4. Представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. ИКТ-компетентность не сводится к компьютерной грамотности. ИКТ- компетентность – не столько «знаниевая», сколько «деятельностная» характеристика.

Развивать информационную грамотность необходимо в любом возрасте. Поддержка потребности человека в получении новых знаний и умений представляет собой один из главных элементов системы функционирования современного общества [1, c. 170]. Следует обратить внимание на специфику образования старшего поколения.

Термин «образование взрослых» описывается в Российской педагогической энциклопедии как направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью [8].

В монографии Г.С.Сухобской «Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы» анализируются потребности взрослых людей в образовании, в различных источниках информации и областях знаний, индивидуально ‐ типологические особенности взрослых, которые проявляются в информационно ‐поисковой деятельности. В работах Я.И. Петрова и Ю.Н. Колютина отражены результаты исследования развития познавательных функций взрослых людей. Выявлено, что спады в развитии интеллектуальных функций наступают в относительно поздние сроки, они очень индивидуальны и зависят от конкретных социально - исторических условий жизни человека, что предвосхищает более внимательное рассмотрение этих самых спадов и желание понять разницу между преодолимыми и непреодолимыми препятствиями к обучению [6, с. 2].

В «Меморандуме непрерывного образования»определены условия, необходимые для достижения удовлетворительного качества жизни людей старшего возраста. Из них на сегодняшний день остается проблемным осуществление для этой категории принципа «реализации внутреннего потенциала», призывающего сделать открытым доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха [4, c. 4].

В настоящее время меняются представления о старости. Все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе, и за счет внутреннего саморазвития самого человека. В связи с этим старость как период развития имеет будущее, достойна гуманного к себе отношения, не снисхождения, а уважения и восхищения. Существующие стереотипы «старости» применимы лишь к конечным этапам постпенсионного периода. В настоящее время правомерно ставится вопрос о широком научном обосновании и практическом внедрении идеи постоянного (непрерывного) образования применительно к пожилым людям. Обучение пожилых людей понимается как перспективное направление обучения взрослых. Интерес научной общественности к проблемам позднего периода жизни человека наблюдается во всем мире, в том числе, проблеме переориентации пожилого населения с «немощного доживания» на «активное долголетие». Формируется новый облик старости: продуктивной и компетентной. Изменение парадигмы отношения к старости привело к возникновению герогогики – инновационного направления в педагогике, исследующего проблемы развития и образования лиц пожилого возраста [2, с. 29].

Н.В.Кузьмина сформулировала понятие педагогической системы, которая по мнению автора включает в себя пять структурных и пять функциональных элементов. Рассмотрим данные элементы применительно к обучению взрослых и пожилых людей. Структурные компоненты включают в себя:

1) цели; 2) содержание образования (учебная информация); 3) средства педагогической коммуникации; 4) учащиеся и 5) педагоги.

«Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых, собственно, образует эти системы» [4. с.11].

Приведем описание данных структурных компонентов.

Цели обучения для взрослых: социально-образовательная помощь личности в определении его участия во всех сферах жизни общества, в выработке социального иммунитета, адекватности в экстремальных условиях, усиление своего соответствия требованиям рынка к профессиональной квалификации, функциональной и технологической грамотности, компетентности и общей культуры.

Содержание образования для взрослых людей представляет собой практико-ориентированный характер учебного процесса, компенсаторное восполнение базового образования. Содержание образования для пожилых людей: социализация, занятия, интересы, обучение современным коммуникативным навыкам.

Средства педагогической коммуникации для взрослых – программы самообразования с новейшими методиками, позволяющими учиться без отрыва от трудовой деятельности. Средства педагогической коммуникации для пожилых людей: субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного пространства. В эпицентре геронтообразования - пожилой человек, поддерживающий педагог - рядом, оба они - равноправные творцы образовательного пространства.

Учащиеся взрослые – с внутренним побуждением к обучению, самостоятельны, открыты к нововведениям, мобильны. Учебный процесс неформален, доброволен. Учащиеся пожилые - неавтономны в мышлении, часто отрицательно настроены к нововведениям, избирательны в сотрудничестве, ранимы, с ограниченными физическими возможностями.

Педагоги молодых учащихся чаще придерживаются авторитарного (от жёсткого до мягкого, благожелательного стиля преподавания, сосредотачивая в своих руках всю полноту власти и ответственности за студентов).

Сами студенты в своих пожеланиях, связанных с регуляцией учебной деятельности, называют «категорическую необходимость строгого контроля, повышение требовательности и опеки».

Педагоги пожилых учащихся выступают в роли консультанта, координатора учебной деятельности, либеральны, с высокой культурой общения, способностью к эмпатии и помощи.

Содержанием образования для взрослых людей является практико-ориентированный характер учебного процесса, компенсаторное восполнение базового образования.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов, учащихся, организаторов. Можно выделить пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский [4. с.16].

1. Гностический компонент - специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся с целью формирования трудового, нравственного, интеллектуального фонда личности.

2. Проектировочный компонент - конструирование педагогического маршрута.

3. Конструктивный компонент – чувствительность к построению предстоящего занятия во времени и пространстве. Наименее важен при обучении взрослых (их высокая мотивация самоорганизует процесс) и наиболее важен – при уязвимом обучении пожилых (выбор формы, средств).

4. Коммуникативный компонент – чувствительность педагога к способам установления с учащимися педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия. Обеспечиваются способностью к внушению, отождествлять себя с учащимися, интуицией, антиципацией (предвосхищением искомого педагогического результата).

5. Организаторский компонент - особая чувствительность педагога к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время. Педагогическая психология [7].

В заключение отметим, что педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинѐнных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. При обучении взрослых и пожилых учащихся присутствуют все структурные и функциональные компоненты. При этом важно учитывать, что обучение пожилых составляет особую педагогическую систему и она в совокупности совершенно отличается от педагогической системы обучения взрослых учащихся.

Список использованной литературы

  1. Белов, С. В.Особенности развития информационной компетентности у людей пожилого возраста С.В. Белов Педагогическое образование в России С. 170-172;

  2. Боровкова, Т.И. К новой ступени многоуровневого непрерывного образования – образованию пожилых людей. Конференция Национального первенства по научной аналитике, Открытого Европейско – Азиатского первенства по научной аналитике. С.29- 31.

  3. Каймин, В.А. Информатика: Учебник. – 6-е изд В.А. Каймин – М.: ИНФРА-М., 2016. – 285 с.

  4. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии еѐ оценки /Н.В.Кузимина/ Народное образование, 2002. С. 208.

  5. Меморандум непрерывного образования Европейского союза // Общество «Знание» России, 2001. – 10 с.

  6. Нагорнова, Н.А. Образование пожилых людей как педагогическая система Н.А. Нагорнова Казанский педагогический журнал. Выпуск№ 3 (98)/ 2013. Народное образование. Педагогика. С.1-8.

  7. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html (09.04.2013)

  8. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (26.03.2013)

Просмотров работы: 256