СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная работа формировалась в России долгие годы и прошла

через многие трудности. Первые отголоски этой деятельности появились задолго до появления в стране такой профессии, как «социальный работник».

Социальная работа как профессиональная деятельность начала формироваться в России лишь в 90-х годах прошлого века, тогда возникла профессия социального работника. Это становление было тяжёлым и оно связано с появлением новых реформ в России, становления нашей страны такой, какой мы видим её сейчас, произошёл переход от коллективной экономики к рыночной, и это не могло не отразиться на всех сферах нашей жизни [2, c.35]. С начала 1992 года начался глобальный переход к либерально-радикальным реформам, в ходе которого участие государственного регулирования экономики было сведено до минимума. Началось разрушение не только сложившейся экономической системы, но и гарантированной социальной работы в стране. Было предположение, что переход России на новые экономические рельсы будет быстрым, а так же и социальные трудности станут «легко-проходимыми». Российское правительство пыталось компенсировать социальные издержки ускоренного рыночного реформирования, которое получило название в политике «шоковой терапии». Но социальная политика, которая проводила в стране в 1992—1993 гг., была недостаточной и неадекватной тем социальным трудностям, обрушившимся на большинство россиян [5, c.393].

Обеспечить социальную стабильность в обществе, понизить уровень безработицы, защитить непререкаемые права граждан должно было реформирование системы социальной защиты населения во второй половине 90-х годов прошлого века. Этому должен был содействовать рост экономики в стране. Кажется, рост экономики, в котором все были так уверены, должен был решить многие проблемы. Однако все надежды рухнули – достичь каких-то результатов не удалось, и вместо стабилизации экономики, которую все так ждали, в Россию пришёл финансовый кризис (1998 год), произошли крупные инфляционные всплески – низкий уровень жизни в России не изменился[1, c.13]. Разумеется, в сложившейся ситуации росло недоверие граждан к власти, а неуверенность в завтрашнем дне, в своей защищённости усугубляла ситуацию. И по сей день не удаётся нормализовать социальную стабильность в стране и как-то улучшить социальную ситуацию.

Социальная работа является важнейшей частью социальной политики и механизмом обеспечения социальной защиты, а потому и развивается в соответствии с общим экономическим курсом страны, поэтому нельзя рассматривать экономику и социальную сферу отдельно друг от друга. Говоря о том, что российская социальная работа оставляет желать лучшего, мы смело можем сделать вывод о том, что и экономическая ситуация в стране точно такая же. Стратегия реформационного процесса, его концепция во многом определяют направленность преобразований в области социальной защиты, формируют соответствующую модель социальной работы [6].

Социальная политика в нашей стране не стала и не станет приоритетом

до тех пор, пока в России имеет место быть олигархический вариант либеральной общественной системы. Этот факт значительно отразился на становлении системы социальной защиты и возможностях социальной работы. В наше время они носят довольно противоречивый характер, о котором не многие решатся заговорить вслух. Этот характер проявляется как в позитивных тенденциях развития социальной сферы в России, так и в неблагоприятных.

На рубеже 1990—2000-х гг. в России создалась новая социальная инфраструктура. По данным профессора С.А. Беличевой, она содержит в себе свыше 3 тыс. государственных разноведомственных учреждений социального обслуживания, в которых безвозмездно получают психосоциальную помощь самые различные, и прежде всего малообеспеченные, слои населения. Если же принимать во внимание все многообразие социальных учреждений, не ограничиваясь службами, которые оказывают специализированную психологическую поддержку, то их насчитывалось в несколько раз больше названной цифры. В конце 90-х гг. в государственной системе социальной защиты населения России действовало более 12 тыс. учреждений социального обслуживания против 1 тыс. в 1990 г. [3, с.37]. Стала реальна и практика оказания разноплановой социально-медицинской помощи инвалидам, пожилым, тяжелобольным людям. В ряде ЦСО при местных органах социальной защиты населения созданы специализированные отделы социально-медицинского обслуживания на дому. Действуют и специальные учреждения хосписного вида. Положительной стороной развития социальной работы в современной России стало утверждение системы социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят специализированные центры, социальные приюты и другое [5, с.398].

В современной России приобрели развитие разнопрофильные

социально-консультационные службы. Среди лиц, которые нуждаются в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды. Специалисты территориальных центров социальной помощи семье и детям, кризисных центров по роду своей деятельности занимаются семейным консультированием, которое становится все более востребованным в условиях современной России. На профессиональном уровне консультационную помощь по вопросам трудоустройства и переподготовки оказывают работники центров занятости населения [5, с.401]. Отмечая положительный опыт формирования и развития социальной работы, отдавая должное некоторым позитивным факторам в области социальной защиты, все же нужно признать, что пока здесь присутствуют и негативные тенденции. Среди них нужно, в первую очередь, выделить: ослабление государственной поддержки сферы социальной защиты и понижение объемов ее финансирования; увеличение роста трудностей в пенсионном реформировании; формирование процесса децентрализации системы социальной защиты без обеспечения необходимыми государственными гарантиями; увеличение усилий по коммерциализации социальной сферы и расширению платности социальных услуг в условиях массовой бедности населения; усиление рестриктивной направленности политики в сфере занятости; слабое развитие организованной благотворительности, которая направлена на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся [6].

Несмотря на некоторые положительные результаты в работе социальной защиты населения, в организации профессиональной социальной работы, у российских властей так и не получилось существенно изменить к лучшему положение в социальной сфере. Форсированная приватизация, которая проводилась в России в 90-е гг. XX в., с одной стороны, дала возможность быстро сформировать социальную опору новой власти — тонкий слой, имеющий большие средства, а с другой, привела к потере государством ресурсов, которые необходимы для прогрессивного развития общества и проведения социально ориентированной политики [5, с.403]. По поводу этого, не так давно, хорошо высказался председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. «Обвальная приватизация, — отмечал он, — лишила российское общество ресурсов, необходимых для развития. И в первую очередь для обеспечения внешней безопасности и развития сферы, общественных благ (образования, здравоохранения, отдыха)» [4, c.4]. В этот перечень уверенно можно внести и социальную защиту, основу которой составляет социальное обеспечение. В нашей стране возникло ослабление государственной поддержки данной сферы и снижение объемов ее финансирования. Преодолеть эту тенденцию не удается и сейчас. Установка на ограничение государственной поддержки сферы социальной защиты наглядно проявилась в ходе подготовки и осуществления в России печально известного Закона о монетизации льгот, вышедшего в свет под номером 122-ФЗ в августе 2004 г. Введению монетизации должна была предшествовать реформа доходов населения. Непродуманность закона о монетизации льгот заключается и в том, что в нем не был в необходимой мере предусмотрен поэтапный и избирательный характер нововведений. На деле произошло, так сказать, шатание из стороны в сторону.

К 2005 г. стали расти трудности в пенсионном реформировании, что дало основание некоторым аналитикам говорить о пробуксовке пенсионной реформы, называть ее неудавшейся. Вступившие в действие с 1 января 2002 г. три основных пенсионных закона («О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «06 обязательном пенсионном страховании в РФ») стали началом широкомасштабным нововведениям в сфере пенсионного обеспечения. Пенсия стала состоять из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая, не зависит от размера заработка, который пенсионер имел в период трудовой деятельности. Для приобретения права на ее получение достаточно пять лет страхового стажа и достижения пенсионного возраста. Размер базовой пенсии должен соответствовать минимальному уровню оплаты труда, приближаясь поэтапно к величине прожиточного минимума пенсионера. Страховая и обязательная накопительная части пенсии определяются размером страховых взносов от величины заработной платы пенсионера, поступивших на его индивидуальный счет, в Пенсионном фонде, включая дополнительный инвестиционный доход [5, c.408-409].

В целом, в развитии социальной защиты и социальной работы в современной России прослеживаются различные тенденции. С одной стороны, имеются положительные факторы, из которых к числу главных можно отнести формирование и широкомасштабную деятельность целой сети современных учреждений социального обслуживания (ЦСО, центры психолого-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др.). В таких организациях все нуждающиеся могут на профессиональном уровне получить необходимую помощь, совет, поддержку. Но, с другой стороны, социальная направленность так и не стала основополагающей составляющей в практической деятельности государственной власти нашей страны. Установка на форсированную либерализацию в социально-экономической сфере, активно осуществлявшаяся в 1990-е — начале 2000-х гг., привела к ослаблению регулирующей роли государства. А это обернулось снижением государственной поддержки сферы социальной защиты, уменьшением объемов ее финансирования. Внедрение принципов самоокупаемости в систему социальной помощи, нарастание усилий по ее коммерциализации в условиях массовой бедности оборачивается ограничением возможностей значительных слоёв населения в получении необходимых социальных услуг.

Библиографический список

  1. Еремеева Т. С. Организация системы социальной защиты населения. Учебно-методическое пособие / Т. С. Еремеева – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2004. – 114 с.

  2. Лозовская Е. Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие / Е. Г. Лозовская, Е. С. Новак, В. Г. Краснова – Волгоград: ВолГУ, 2001. – 72 с.

  3. Панов А. М. Социальное развитие и социальная работа: проблемы и возможности на рубеже XXI века / А. М. Панов // Работник социальной службы. – 1999. – № 1-2. – 37 с.

  4. Степашин С. В. Почему в богатой стране мы живем так бедно?/ C. В. Степашин // Российская газета – 2004. – № 36. – 4 с.

  5. Циткилов П. Я. История социальной работы / П. Я. Циткилов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

Интренет-ресурсы

  1. Складывание современной системы социальной работы: основные тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://studopedia.ru/1_45139_skladivanie-sovremennoy-sistemi-sotsialnoy-raboti-osnovnie-tendentsii-i-perspektivi-razvitiya.html (дата обращения 12.01.17).

Просмотров работы: 1526