СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИЯХ

Кузнецова А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наше современное общество делает попытки теоретически осмыслить и обосновать действие некоторых глобальных тенденций в социальной жизни, ищет коренные преобразования в организации социального становления молодого поколения. 

Самым широким и многогранным понятием среди процессов, которые характеризуют образование и взросление личности является социализация. Данный процесс представляет собой сознательное усвоение человеком готовых форм социальной жизни, способов взаимодействия с духовной и материальной культурой, адаптацию к обществу, становление своего социального опыта, выработку ценностных ориентаций и собственного стиля жизни.

Социализация представляет собой развитие личностного потенциала человека, обеспечивающегося овладением разных и многочисленных социальных ролей, которые опосредованы культурой, духовностью и преемственностью поколений. Развитие человека (личности) является исключительно сложным и непрерывным процессом, который построен на всестороннем взаимодействии большого количества факторов.

В настоящее время довольно часто социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, человек усваивает социальный опыт, когда входит в социальную среду и систему социальных связей. С другой стороны, активно воспроизводит всю систему социальных связей посредством вхождения в социальную среду.

Можно сказать, что данный подход заостряет свое внимание на том, что человек, социализируясь, реализует себя как личность и обогащается опытом, влияя тем самым на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

В социологическом словаре дается следующее определение понятия «социализация» – это процесс становления личности, усвоения этой личностью ценностей и норм, установок и образцов поведения, которые присущи данной социальной группе и обществу.

Социализация молодежи – это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других [2].

Основной чертой социализации является соединение приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Любое общество всегда стремится сформировать определённый социальный тип человека, соответствующий его социальным идеалам и нормам.

Главная цель педагогической деятельности – вывести каждого ребенка в режим саморазвития, поддерживая и стимулируя данный режим на каждом возрастом этапе, обеспечить его инструментарием саморазвития и сформировать веру в себя.

Ключевой идеей процесса социализации является создание ситуации «свободного выбора». Ведь именно в ней реально выявить социальную направленность личности подростка и его ценностные ориентации.

Наиболее важным условием эффективной деятельности образовательной организации по процессу социализации учащихся подростков является повышение профессиональной компетентности педагогов, которые ответственны за социальную адаптацию и успешность обучающихся.

В подростковом возрасте происходит значительный спад остроты межличностных конфликтов, меньшее проявление негатива к окружению, улучшение эмоционального и физического самочувствия учащихся, повышается коммуникабельность, снижается уровень тревожности, нормализация самооценки. В тоже время этот возраст характеризуется специфичностью психологических контрастов, характеризующиеся как «внутренний мир», также, у юношей и девушек наблюдаются акцентуации характера, не встречающиеся больше ни в одном другом возрастном периоде. При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно - ролевой негибкостью. В этом возрасте нередко встречаются случаи обостренно чувства одиночества [3].

Социализируясь, подростки развивают свое самосознание и мировоззрение, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы и отношение к действительности, накапливают социально-психологический опыт, приобретают самостоятельность и уверенность в себе.

Следует заметить, что группа наиболее способствует становлению коммуникативных отношений между своими членами и создает для них возможность личностного роста, служит средством расширения социальных контактов подростков, повышает эффективность выполнения совместной деятельности и способствует успешной социальной адаптации.

Поскольку подростковом возрасте главным средством становления и развития личности выступают межличностные отношения, то познание самого себя подростками происходит в процессе общения и понимания других людей в образовательной организации.

Одновременно искажение взаимоотношений и бессистемность воспитания становятся основной причиной искажения становления личности подростка в ходе процесса социализации.

Подростковый возраст считается кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, которые переживают кризис, ориентируются именно на себе подобных, ибо они, в свою очередь, переживают то же самое и поэтому могут лучше понять их, нежели родители или преподаватели. Довольно часто подростки очень сильно и полно идентифицируют себя с группой сверстников, что отвергают все «чужое», которое выходит за границы ценностей данной группы.

Данный факт увеличивает остроту существующего кризиса, поэтому делает более конфликтными отношения с родителями и преподавателями. Однако такая нетерпимость распространяется не только на старшее поколение[1].

Подростки могут стать слишком обособленными в своей группе и грубо отвергать «чужаков», которые отличаются от них какими-либо признаками.

Важно не забывать защиту против «помрачения» сознания идентичности. Такое стереотипное «идеологическое» видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом и отсутствием более постоянной идентичности. Кризис идентичности подростков обуславливается тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли [4].

Социокультурное становление подростков в системе образования включает федеральный и региональный компоненты.

Федеральный компонент направлен на воспитание гражданина Российской федерации, который освоит основы общенациональной и мировой культуры, и способного выполнять свои гражданские обязанности.

В основе регионального компонента социокультурного становления личности выступают ценности региональной культуры, составляющие содержание социализации молодежи данного региона. Поэтому можно считать, что основным социальным институтом, осуществляющим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, являются общеобразовательные учреждения [5].

Таким образом, в процессе социализации личности подростка образовательная организация занимает особое место, ибо выступает как социальный институт, который обеспечивает становление целостной личности подростка. Ведь общеизвестно, что в основном весь период взросления подростка, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную взрослую жизнь, проходит в образовательной организации.

Список используемой литературы:

1. Долгая, Н. А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса / Н. А. Долгая // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011. - № 4. – С. 4.

2. Кадиева, М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности младшего школьника/ М. Р. Кадиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2013 - № 2. – С.57 – 61.

3.Магомедова, З. Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» / З. Ш. Магомедова. – М., 2013. - №1. – С. 113 – 117.

4. Мунгиева, Н. З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» / Н. З. Мунгиева – М., 2013. - №1. – С. 117 – 121.

5. Шапиро, Б. Ю. «Психология семейных отношений» / Б. Ю. Шапиро – М., 1992.

Просмотров работы: 363