СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ

Родина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно в нашей стране более полумиллиона детей разного возраста остаются сиротами и нуждаются в особой помощи со стороны государства и общества. Несмотря на активное изучение проблем социальной защиты детей, малоизученной остается область, связанная с социальной защищенностью детей-сирот, отсутствует комплексное изучение факторов влияющих на их благополучие, социальную адаптацию, социальное самочувствие. Соответственно недостает научно-обоснованных рекомендаций, региональных программ по социальной защите детей-сирот. Все это вместе взятое обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Для нормального развития ребенка и его функционирования в обществе необходимо, чтобы окружающие его условия способствовали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер отношения к окружающим, личные успехи ребенка [1, с. 304].

Результативность данных процессов обеспечивается комплексным использованием технологий социальной работы с детьми-сиротами.

Технология социальной работы- это последовательность деятельности, в результате которой достигается поставленная социальная цель и преобразуется объект воздействия.

Умельцев А.П выделяет следующие общие технологии социальной работы с детьми-сиротами: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная коррекция [3, с. 127].

Рассмотрим особенности данных технологий.

Социальная диагностика

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Социальная диагностика занимает важное место среди различных технологий социальной работы. Следует отметить, что инструменты и общие принципы диагностики детей-сирот и детей, воспитывающихся родителями мало отличаются друг от друга. В практике социальные работники используют одинаковые методики при работе с детьми, относящимися к разным категориям, ориентируясь прежде всего на возраст ребенка.

Социальная адаптация

По мнению Е.И. Холостовой, социальная адаптация - это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации [4, с. 101].

Выделяют следующие виды социальной адаптации: психологическая, педагогическая, трудовая, профессиональная.

Адаптации детей-сирот в обществе начинается с адаптации их к жизни в детском доме. Она должна быть направлена на преодоление психологического барьера, перестройку самооценки. Особое место на данном этапе занимают беседы, тренинги, наблюдения. Данная технология формирует у детей-сирот положительный опыт общения, они овладевают навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах учреждения и за пределами.

Социальная реабилитация

Холостова Е. И считает, что социальная реабилитация — это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования [4, с. 82].

Существует несколько видов социальной реабилитации- медицинская, социальная, профессиональная, бытовая, психологическая.

Автором учебника «Технологии социальной работы» выделяются следующие технологии социальной реабилитации, применимые в работе с детьми-сиротами:

- методики дефектологии и психокоррекции: речевых нарушений, когнитивных расстройств, личностной сферы, эмоциональных нарушений, коммуникативной сферы

- профессиональная ориентация: формирование стремления к самопознанию, самоопределению, формулированию цели в жизни; обретение навыков самостоятельного формулирования своих проблем и поиска средств их решения; формирование устойчивых позитивных (социально значимых) интересов [4, с. 85].

Р

Социальная коррекция

По мнению П.Я. Циткилов социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании [5, с. 150].Коррекция включает в себя разработку и реализацию различных мер медико-социальной и психолого-педагогической деятельности по восстановлению утраченного семейного опыта жизни детей-сирот и формированию нового опыта. Показателями успешности данного направления является включенность ребенка в те виды деятельности, которые соответствуют его возрасту (игра, учеба, общение).

Таким образом, общие технологии социальной работы с детьми-сиротами можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей трудную жизненную ситуацию.

Главная задача реализации частных технологий – это помощь детям-сиротам в их социализации, посредством технологии социальной коррекции психического развития и формирования необходимых социальных навыков. К частным технологиям социальной работы с детьми-сиротами можно отнести арт-терапию, гарденотерапию, ортобиотику, технологию волонтерства и другие. Коррекционные методы данных технологий применяются, когда нарушения в поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны с задержкой психического развития вследствие неполноценности центральной нервной системы социально-педагогической запущенности. В этом случае применяют аналогичные развивающие программы и программы развивающих занятий с имитацией семейных отношений и семейных ролей путем моделирования ситуаций, а также методы развития социальных контактов в тренировочных группах по выработке навыков общения. Тренировочная группа имеет иерархические взаимодействия и развивающую структуру, благодаря чему помогает сформировать социальные качества личности детей-сирот.

Частные технологии применяют как индивидуально с детьми-сиротами, так и в групповой форме. Возможно и комплексный вариант применения разных форм работы, например, как предлагает Н.В. Сиврикова. Изучение особенностей детей-сирот способствует реализации правильно выбранной частной технологии средствами искусства, культуры, труда и творчества. Социальное творчество способствует формированию активной жизненной позиции, психологическому оздоровлению [2, с.104].

В заключение отметим, что технологии социальной работы с детьми-сиротами характеризуются своими особенности. Общие технологии – имеют сходства в применении к другим категориям детей, к ним относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная коррекция. Частные технологии (арт-терапия, гарденотерапия, ортобиотика, волонтерство и другие) ориентированы на выбор методов, которые максимально приближены к реальной практике жизнедеятельности, т.к. именно такой подход позволяет преодолеть проблемы социализации детей-сирот. Обеспечение результативности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности детей-сирот зависит от комплексного использования как общих, так и частных технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы в решении жизненных проблем детей-сирот.

Библиографический список

1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 409 с.

2. Мазовер А.П. Технология социальной работы. / А.П. Мазовер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 672 с.

3. Умельцев А. П. Технология социальной работы / А.П. Умельцев. – М.: Геотар-Медиа, 2015. – 529 с.

4. Холостова, Е. И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. – М.: Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К°», 2013.- 478 с.

5. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы: учеб. пособие /

П. Я. Циткилов. – М.: Издат.-торгов. корпорация «Дашков и К°»; Наука-

Спектр, 2010. – 448 с.

Просмотров работы: 621