ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Фролова В.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые становятся необходимыми для значительных изменений и в образовательной системе.

Основные положения образовательной политики нашли отражение в таких программных документах, как «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

Родители заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволит их детям стать успешными в условиях информационного общества. Использование тьюторского сопровождения в качестве педагогической технологии обеспечит новое качество образования, сделает доступным и более эффективным, это связано с работой с детьми-инвалидами. В наше время процесс реабилитации и адаптации детей с особенностями развития является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.

Понятие «тьютор» имеет несколько значений. Тьютор в американском варианте английского – преподаватель, который дает частные уроки, а в британском английском – это преподаватель университета или колледжа. Тьютор определяется также как 1) домашний учитель, гувернер; 2) а) преподаватель, наставник группы (в университете); б) репетитор; 3) учебник (особенно в игре на музыкальных инструментах); 4) а) наставник (в школе); б) старшеклассник, помогающий в учебе младшим школьникам; 5) юридический опекун, попечитель [1, с. 24].

Сферой деятельности тьютора заключается в построении индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни индивида «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления [4, с. 47].

Тьюторская деятельность, работает с принципом индивидуализации, она становится личной образовательной траекторией обучающегося, составленная на основе уровня его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации.

Существует множество профессий, анализ показывает, что тьютор относится к категории как «человек-человек», имеет класс преобразующих профессий [3, с.183].

При реализации индивидуального обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.

Принцип индивидуального подхода опирается на учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основным содержанием данного принципа является нахождение адекватных способов передачи содержания разным людям [2,с. 15].

Тьютор на основе принципа индивидуализации работает с его индивидуальной программой ребенка и осуществляет тьюторское сопровождение [5, с.824].

Тьюторское сопровождение важное условие при получении качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в образовательные учреждения ставки тьютора сможет решить многие вопросы, непосредственно связанные с организацией образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения с ребенком-инвалидом, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с его личными интересами и устремлениями.

Тьюторство – это практика, которая основывается на построении и реализации персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Дети с ОВЗ могут социально-адаптироваться лишь при условиях включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития [6, с. 190].

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьюторское сопровождение как технология сопровождения самостоятельной образовательной деятельности позволяет, с одной стороны, удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями ученика. С другой стороны – развивать предметную основу выбора. С третьей – осуществлять данный выбор из существующих технологий. Тьюторское сопровождение как условие качественного образования детей с ограниченными возможностями исключает любую дискриминацию детей, имеющих отклонения в развитии и подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Библиографическийсписок

  1. Андреева Е.А. Эволюция классической модели тьюторской деятельности и ее современные формы [Текст] / Андреева Е.А. - Вестник ПАГС. 2010. № 5. С. 140-144.

  2. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении //Организация тьюторского сопровождения в образовательном уч­реждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельнос­ти тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; Отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина - М; АПКиППРО, 2009. - С. 12-17.

  3. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. -М.-Тверь: «СФК-офис»,2012. - 246 с.

  4. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов [Текст] / Н. А. Костина. - Сибирский учитель, - 2006. - № 1. - С. 47-49.

  5. Сарбаа Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса - индивидуализация обучения [Текст] / Сарбаа Л. Н. - Молодой ученый, - 2016. - №4. - С. 824-825.

  6. Тарских С. Д. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения [Текст] / С. Д. Тарских, И. В. Пугнер // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2016. - № 1 (6). - С. 190–192.

Просмотров работы: 408