СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Утенков В.С. 1
1филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г.Минеральные воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В XXI веке, в веке информационных технологий и бесконечных напряжений очень сложно пребывать в спокойствии. Но, несмотря на это, важно сохранять высокую устойчивость к стрессу.

Как ни странно, стрессоустойчивость необходима и в железнодорожной деятельности. Недаром она является одним из основных критериев приема на работу в этой сфере.

Значение психологии в железнодорожной сфере в настоящее время возрастает также стремительно, как возрастает скорость современных поездов (например, Сапсан), как стремительно внедряются инновационные технологии в средства управления и контроля на железнодорожном транспорте. Психологические образования: настроение, чувства, состояния человека, его опыт, знания, индивидуальные способности управлять собою, все это являются факторами, определяющими качество выполнения работы. [1]

Напомню, что Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства. [4] Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности. Именно она способствует адекватному принятию решений работника в чрезвычайных ситуациях.К сожалению, как показывает практика, далеко не каждый человек может адекватно реагировать на ситуацию, которая складывается в аварийных ситуациях. Здесь сказываются психические особенности человека. Ими могут оказаться как врожденные так и приобретенные качества. Как показывают результаты исследований психологов, среди людей, которые оказываются в аварийной, опасной ситуации, только 12-15 % не подвержены панике и ведут себя с минимальным для себя ущербом для здоровья и ситуации. А вот остальные 75 % людей теряют самообладание и самоконтроль и совершают неадекватные сложившейся ситуации действия и поступки, допускают беспорядочные действия, которые влекут за собой разного рода ущерб. Они могут усугублять аварийную обстановку, создавать определенную угрозу для окружающих. В данных случаях организм человека реагирует стрессом на непомерные, невыполнимые, неожиданные для него требования. Стресс может усугубиться в силу недостаточности информации о том, что произошло, о масштабах угрозы, об источнике опасности и способах действия в данных ситуациях.

Но самое страшное - стресс тормозит практически все психические процессы человека! Это может выразиться в растерянности, в оцепенении, заторможенности, в неэффективности ответных действий и невозможности контролировать свои поступки, в невозможности адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Более того, стресс может привести к паническим реакциям. В сфере железнодорожного транспорта даже кратковременный "ступор" работника в неординарных ситуациях является угрозой не только для своей жизни.

Таковы основные последствия низкой стрессоустойчивости. Именно поэтому человек, не устойчивый к стрессам, теряющийся и бездействующий в момент, когда необходимы своевременные, быстрые и четкие действия профнепригоден для такой работы.

Но можно повысить свою устойчивость к стрессу. Не стоит думать, что есть какой-то общий подход к преодолению трудностей, нет, его нет. Но можно найти метод, подходящий для Вас. С этим Вам может помочь «Копинг-тест Лазаруса», найденный мной на просторах интернета. [2] Он предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. [3]

Для большей достоверности этот тест был пройден мною, результаты продемонстрированы на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты Копинг-тест Лазаруса

Преобладающими копинг-стратегиями в моем случае оказались «конфронтационный копинг» и «планирование решения проблемы». Первая копинг-стратегия предполагает попытки разрешения проблемы за счет осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. Ее положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию. Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.

«Планирование решения проблемы» предполагает преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Его положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.

Помимо способов преодоления трудностей, описанных в тесте Лазаруса, есть ряд профилактических упражнений, способствующих поддержанию стрессоустойчивости работника. Некоторые из них:

  1. Повышение самооценки.

Ваше самоощущение играет главную роль в том, как Вы справляетесь со стрессами жизни. Адекватная, здоровая самооценка человека - это гарантировано хорошее отношение к себе, это положительное отношение окружающих к вам, а также ваша положительная и позитивная позиция к окружающим.

Самооценка помогает вам справляться и выживать в моменты, когда на вас наваливается опустошение.

  1. Поддержание здоровья человеческих центров удовольствия.

Здоровый мозг — одна из самых лучших защит от серьезных эмоциональных травм. Если мозг работает правильно, то есть возможность задействовать все остальные механизмы, позволяющие справляться с ситуацией и пережить бурю эмоций, которая на вас обрушилась. В частности, должны быть сбалансированы эмоциональные центры, расположенные глубоко в мозге. Забота об этих частях мозга имеет отношение как к устойчивому ощущению счастья, так и к стрессоустойчивости.

  1. Избавление от травм прошлого.

Незалеченные травмы прошлого делают нас более подверженными будущим стрессам. Преследующие воспоминания повышают чувствительность человека ко всему, что способно напомнить прошлый опыт, и снижают его стрессоустойчивость.

4. Умение справляться с превратностями судьбы. Неудачи не фатальны. Они — часть обучения и взросления.

5. Положительные эмоции и смех – главные враги стресса.

Появляется все больше научных данных о том, что положительные эмоции, особенно смех, противостоят стрессу и связаны со стрессоустойчивостью и т.д.

ВЫВОДЫ. В заключение скажу, что не каждый человек может работать в железнодорожной сфере, так как сложно адаптироваться к постоянному стрессу и при этом сохранять здоровую психику, именно поэтому мною был собран материал по повышению поддержанию стрессоустойчивости работников в этой деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Ветвицкая С. М. Железнодорожная психология (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №3-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnaya-psihologiya-uchebnoe-posobie (дата обращения: 20.12.2016).

2. Копинг-тест Лазаруса – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psytests.org/coping/lazarus-run.html 3. Копинг-стратегии. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravdiva.com.ua/page_112.html (Поддержание стрессоустойчивости)

4. Определение стрессоустойчивости . – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/stressoustojchivost-i-sposoby-ee-trenirovki.html

Просмотров работы: 708