МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА (МИИТ) В 1918-2001 ГГ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА (МИИТ) В 1918-2001 ГГ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Создание экономических основ Советского государства потребовало ускоренной подготовки инженерных специалистов. 15 сентября 1919 г. в стенах МИИПС открылось новое подразделение - рабочий факультет (рабфак). До 1920 года включительно рабфак являлся по сути профессионально-технической школой с одно- и двухгодичным сроком обучения. Желающих поступить оказалось очень много, было подано свыше 800 заявлений, но условия жизни в Москве и обучения оказались трудными, поэтому из этого начинания ничего не вышло. С августа 1920 года рабфак стал общеобразовательной школой. Первоначально в его задачу входила подготовка молодых людей к поступлению в вуз. Со временем его положение и роль значительно изменились.

Сложившийся еще в дореволюционный период профиль подготовки инженеров для железнодорожного и водного транспорта не отвечал потребностям советской экономики. Непрерывное развитие двух видов транспорта увеличивало различие между ними, требовало разделения этих специальностей и создания отдельных факультетов: Сухопутных сообщений и Водных сообщений. В 1920 г. в структуре института произошли изменения, и были созданы Сухопутный и Водный факультеты. В свою очередь, внутри каждого из этих факультетов вводились специализации. На Сухопутном факультете были организованы Строительное, Эксплуатационное отделения и Отделение инженерных сооружений. На Водном - Внутренних водных путей и морских сообщений, а также Портов. Деканом вновь созданного Сухопутного факультета был назначен профессор Е. А. Гибшман, а Водного - М.Г. Спировский.

С мая 1924 года в МИИПС действовали Строительный, Водный, Эксплуатационный, Тяговый и Электротехнический факультеты. На Строительном факультете были организованы отделения Постройки железных дорог и Инженерных сооружений, а на Водном - Речное и Морское. Электротехнический факультет функционировал один год и был закрыт.

По распоряжению Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР от 19 ноября 1924 года Высшие технические курсы, действовавшие при Народном комиссариате путей сообщения (НКПС РСФСР), были объединены с МИИПС в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Постановлением Малого Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР № 80 от 20 августа 1926 года МИИТу было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.

В таком структурном виде МИИТ находился до конца 1920-х годов. В 1928 году институт был передан в ведение НКПС СССР, что положительно сказалось на его деятельности. В 1929-1930 учебном году институт имел шесть факультетов. У каждого были свои задачи. Построечное отделение Строительного факультета готовило специалистов в области изыскания и строительства железных дорог, а также ремонта пути и различных сооружений. На Отделении инженерных сооружений велась подготовка специалистов по проектированию и строительству ответственных инженерных сооружений специального назначения, в том числе мостов, тоннелей, перекрытий, вокзалов и т.д.

К 22 июня 1941 году в состав МИИТа входили семь факультетов: Инженерно-строительный, Строительство железных дорог; Экономический, Эксплуатационный; Управление процессами перевозок; Промышленное и гражданское строительство и Механико-инженерный, а также 36 кафедр, в том числе: специальные: «Мосты и тоннели», «Вопросы водоснабжения и гидравлики», «Электротехника», «Организация железнодорожных перевозок», «Общий курс железных дорог», «Здания и сооружения», «Строительные материалы и технологии», «Изыскания и проектирование железных дорог», «Экономика транспорта», «Путь и путевое хозяйство», «Основания, фундаменты и механика грунтов», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте», «СЦБ и связь», «Постройка железных дорог», «Железнодорожный путь и путевое хозяйство», «Подвижной состав и тяга поездов», «Тоннели и метрополитены», «Железнодорожные станции и узлы», «Организация движения и грузовой работы», «Строительные работы и строительные машины», «Теория механизмов и детали машин»; общепрофессиональные: «Теплотехника», «Экономическая география», «Начертательная геометрия, черчение и рисование», «Теоретическая механика», «Физика», «Высшая математика», «Химия», «Строительная механика», «Геодезия», «Строительные конструкции», «Геология», «Статистика»; военная: «Военно-техническая подготовка, противовоздушная оборона и военная подготовка»; общественные: «Основы марксизмаленинизма», «Политическая экономия», «Диалектический материализм»

В соответствии с положением о порядке подготовки на ученых работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях Наркомпроса СССР 1925 года в МИИТе был создан Научно-исследовательский институт (НИИ), во главе которого стоял профессор Ф.Е. Максименко. При НИИ была открыта аспирантура. Создание данной структуры в МИИТе подняло уровень научной работы в институте и приблизило ее к железнодорожной тематике. Аспиранты распределялись по четырем секциям: испытания материалов, гидравлической, пути и дорожного строительства, эксплуатационно-экономической. К 1929 году в аспирантуре обучалось 30 человек.

Учебный процесс в МИИПС и МИИТе (1918— 1990 гг.)

До 1920 года МИИПС работал по предметной системе преподавания и дореволюционным учебным планам. Все учебные дисциплины делились на общеобразовательные, общетехнические и специальные. Набор дисциплин внутри каждой группы подвергался не значительным изменениям на различных курсах и факультетах. К общеобразовательным предметам были отнесены высшая математика, теоретическая механика, начертательная геометрия, физика, химия, черчение, рисование, геология, общественно-политические науки.

Набор общепрофессиональных дисциплин определялся потребностями факультетов, хотя большинство технических специальностей имело много общих ракурсов. В их числе такие дисциплины, как: строительное искусство, технология строительных машин, основания и фундаменты, строительная механика, экономика транспорта, части машин и подъемных механизмов и т.д.

Специальные предметы отличались друг от друга в зависимости от направлений подготовки (специальностей). Но они также имели сходный во многом набор дисциплин, определенный их общей технической направленностью.

Студентов комплектовали в группы в зависимости от количества сданных зачетов. Несмотря на войну, разруху, голод и сложную внутриполитическую обстановку в институте шел учебный процесс и поиск наиболее эффективных направлений учебно-методической деятельности, в котором принимали участие не только профессора и преподаватели, но и наиболее творческие студенты. Так, например, в начале 1920-х годов был создан и действовал студенческий орган «Академбюро», состоявший из старост групп и представителей общественных организаций. На своих заседаниях бюро рассматривало действовавшие учебные планы, вносило предложения по их частичному или даже полному изменению. Большое внимание уделялось рассмотрению программ по отдельным предметам, а также методике преподавания. Мнение «Академбюро» учитывалось при составлении общего учебного плана института, который претерпевал существенные изменения, но не был лишен недостатков. Отдельные дисциплины значительно расширялись за счет введения тем, непрофильных учебному процессу для данной специальности. Некоторые предметы сокращались в ущерб ему.

В 1920 году была создана Особая плановая комиссия с целью коренной реорганизации учебной работы в институте. В ее состав входили профессоры, студенты и представители главных управлений Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР. Основная задача комиссии сводилась к разработке учебного плана по подготовке инженера нового типа, способного решать не только чисто технические задачи, но и вопросы экономического и организационного характера.

Образовательный процесс определялся в четыре года, что было на полгода больше срока, установленного Главным управлением профессионального образования (Главпрофобром) Наркопроса РСФСР. Жестким условием комиссии являлась реализация учебного процесса (плана, программы, их объема и методологии), рассчитанного на средние способности студента в каждодневной работе и окончание института в установленный срок. В противном случае следовало отчисление учащегося из учебного за ведения.

С 1991 по 1996 год студенты МИИТа обучались на одиннадцати факультетах: «Строительство железных дорог», «Электрификация железных дорог», «Мосты и тоннели», «Инженерно-экономический», «Техническая кибернетика», «УПП», «Железнодорожная автоматика», «Телемеханика, связь», «ПГС», «Механический», «Механико-технологический», «Вечерний». В сентябре 1993 г. был создан «Военный факультет».

В соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 15 июня 1993 года и приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 21 июня 1993 года МИИТ получил университетский статус и стал называться Московским государственным университетом путей сообщения. В соответствии с Уставом, утвержденным на конференции коллектива университета была сохранена аббревиатура предшествующего названия вуза - МИИТ. Его учредителем было МПС РФ. Повышение статуса учебного заведения было связано с возросшим объемом работ в образовательной и научно-исследовательской деятельности, планируемым предоставлением возможности получить специальности инженерного, естественнонаучного и гуманитарного профиля.

На расширенном заседании ученого совета 21 июня 1993 года собравшихся профессорско-преподавательский состав, студентов, аспирантов, рабочих и служащих - поздравил с присвоением университетского звания Министр путей сообщения Г.М. Фадеев.

На презентации университета коллектив поздравляли руководители родственных вузов России и других стран СНГ, начальники Московской и Октябрьской железных дорог, представители транспортных и других организаций. Добрые пожелания в адрес университета высказал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Первичным звеном в структуре университета являлись кафедры. Это - основное учебно-научное подразделение, осуществлявшее учебную, методическую и научно-исследовательскую работу, развитие учебно-лабораторной базы, связь с производством, воспитательную работу среди обучающихся, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

В первой половине 1990-х годов в МИИТе работали 64 кафедры, 35 из них были выпускающими. Создание новых и реорганизация уже существовавших кафедр была связана с открытием новых специальностей и введением новых дисциплин в учебный процесс. В 1991 г. была создана кафедра «Социология управления и социальная психология», кафедра «Теория социализма была переименована в кафедру Политология»; в 1992 году кафедра «Материаловедение и технология конструкционных материалов» стала называться кафедрой «Технология сварки, материаловедения, износостойкости деталей машин»; в 1993 году на базе объединенных и ликвидированных кафедр «Охрана труда» и «Гражданская оборона» была образована кафедра «Безопасность жизнедеятельности»; в 1994 году создана кафедра «Юриспруденция», переименованная вскоре в кафедру «Право»; в 1995 году - «Банковское дело». Руководили деятельностью кафедр заведующие, которые избирались ученым советом университета сроком на пять лет.

Учебный процесс в МИИТе в 1991-2001 гг. 4.1. Университет в период постперестройки страны

Реформирование железнодорожного транспорта, изменение формы собственности на средства производства, замена механизма планового управления хозяйственной деятельностью рыночными рычагами потребовали специалистов новых специальностей.

Ректорат, заведующие кафедрами тщательно изучали потребности отрасли в специалистах новых специальностей и проводили большую работу по их открытию. В результате с 1991 по 2001 года в университете количество специальностей увеличилось с 24 до 47.

В 1995 году были открыты новые специальности: «безопасность жизнедеятельности», «коммерция на транспорте»; в 1996 году - «финансы и кредит», «инженерная защита окружающей среды», «информационные системы (железнодорожный транспорт)»; в 1998 году - «финансовый менеджмент и банковское дело», «психология», «мировая экономика», «маркетинг»; в 1999 году - «юриспруденция», «социология», «менеджмент», «стандартизация и сертификация на железнодорожном транспорте»; в 2000 году - «государственное и муниципальное управление», «право и организация социального обеспечения», «реклама», «социально-культурный сервис и туризм»; в 2001 году - «управление персоналом», «экспертиза и управление недвижимостью», «компьютерная безопасность», «метрология и метрологическое обеспечение», «связи с общественностью», «таможенное дело», «перевод и переводоведение», «математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Реформы в МИИТе в 1997-2001 гг.

Для создания условий успешного функционирования вуза в новых экономических и социальных условиях в 1997-2000 годах в университете осуществлялась реструктуризация структуры управления МИИТа и связанное с ней реформирование управления учебным процессом.

До 1997 года в МИИТе было 10 факультетов с количеством студентов от 500 до 2000 человек. Факультеты не имели закрепленных за ними площадей, аудиторного фонда. Лаборатории кафедр были разбросаны по всем корпусам, что создавало немало трудностей.

Путем реструктуризации в университете были созданы 6 институтов и Факультет довузовской подготовки (ФДП). В структуре по-прежнему остались Вечерний факультет и Факультет военного обучения, включающий 3 кафедры. В 1999 году решением Правительства РФ в состав университета была передана Российская академия путей сообщения (РАПС). Годом раньше были созданы Юридический институт и Отделение психологии и социального управления, в 2000 году - Отделение сервиса и туризма.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования университета в 1997 - 2001 годах были приняты меры по совершенствованию и развитию платных форм обучения.

В июле 1997 года на заседании ученого совета университета было одобрено «Положение о платной образовательной деятельности», которое положило начало современному этапу в развитии платных форм обучения и возможности приема студентов на платной основе на все специальности университета соответствующими структурными подразделениями.

Работа по новому «Положению о платной образовательной деятельности» позволила вовлечь в процесс платного обучения студентов практически все структурные подразделения университета и весь профессорско-преподавательский состав.

В 1997-2001 годах были введены новые формы обучения (например, дистанционное), совершенствовалась материально-техническая база университета. Уделялось значительное внимание подготовке специалистов для дорог из числа выпускников техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.

В соответствии с Указанием МПС от 19 мая 1999 г. были разработаны специальные учебные планы по семи основным железнодорожным специальностям и проведен прием в рамках контрольных цифр выпускников средних профессиональных учебных заведений транспорта для обучения по сокращенным образовательным программам.

Заключение

МИИТ как в годы процветания и по сегодняшний день является отраслевым университетом, где проводятся фундаментальные и поисковые исследования, направленные, прежде всего на развитие железнодорожного транспорта, подготовку инженеров для сети, а также кандидатов и докторов наук для высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций отрасли. Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО).

Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО). МИИТ реализует 480 программ ДПО. Ежегодно на базе головного вуза и его филиалов проходят переподготовку и повышение квалификации до 60 тыс. руководителей, специалистов и рабочих кадров транспорта, транспортного строительства и других областей экономики.

В настоящее время Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) является крупнейшим вузом страны, в составе которого, кроме упомянутых Московских подразделений, 37 филиалов в 24 субъектах Российской Федерации. В МИИТе обучаются свыше 118000 студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по очной, очно-заочной и заочной формам обучения, в том числе более 1800 человек из 28 стран мира. Обучение проводят 2508 преподавателей, из них 284 профессора и 898 доцентов.

За эти годы из стен Университета вышло более 360000 высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Целью своего дальнейшего развития коллектив МИИТа видит в том, чтобы стать национальным исследовательским транспортным университетом - системным интегратором отраслевого транспортного образования, науки и инновационной деятельности.

Список использованной литературы
  1. А.Б. Артемов, А.А. Баринов, А.Т. Богдан и др.; Б.А. Лёвин, МИИТ: 110 лет на службе Отечеству: научное издание, 2006 г. - 328 с.

  2. Б.А. Лёвин, МИИТ на рубеже веков / МПС России. – 2002 г. - 641 с.

  3. Интернет ресурс: http://www.miit.ru/portal/page/portal/miit/information

  4. Интернет ресурс: http://eme-111-miit.narod.ru/MiitHistory.html

  5. Интернет ресурс: http://www.prokredo.ru/vuz/miit

Просмотров работы: 1142