ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА

Евстигнеева Ю.В. 1, Евстигнеева Н.А. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сокращение уровня травматизма и смертности от несчастных случаев на производстве является актуальной задачей демографической политики России. Её решение включает в себя экономическую мотивацию работодателей к улучшению условий труда на организованных ими рабочих местах [1].

В РФ до недавнего времени действовала сложившаяся со времён СССР модель «списочных» компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов. Компенсации (дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день, доплаты, льготное пенсионное обеспечение) предоставлялись только «тем работникам, чьи профессии, должности или выполняемая работа были предусмотрены принятыми ещё в советское время (1974…1991 гг.) соответствующими списками производств, работ, цехов, профессий и должностей» [2], вне зависимости от реального состояния условий труда на рабочих местах. Ясно, что такой подход не стимулировал работодателей к улучшению условий труда.

Для изменения сложившейся ситуации в последние годы был принят ряд нормативных правовых актов. Так, Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ с 01.01.2007 г. в ст. 219 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) была дополнительно введена четвёртая часть, согласно которой «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда [далее – АРМУТ]…, компенсации работникам не устанавливаются». В принятом Правительством РФ Постановлении от 20.11.2008 г. № 870, вступившем в силу с 06.12.2008 г., оговаривались нижние границы размера компенсаций (сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда), устанавливаемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – ВОУТ), по результатам АРМУТ. Таким образом, правовым основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с ВОУТ, стали конкретные условия труда, определяемые по результатам АРМУТ, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых даёт право на соответствующие компенсации.

В связи с переходом с 01.01.2014 г. от АРМУТ к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ) [3] был принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ [4], поставивший объём предоставляемых компенсаций за работу в ВОУТ, а также размер дополнительного тарифа к отчисляемым работодателем взносам на обязательное пенсионное страхование работника в зависимость от класса (подкласса) условий труда (табл.).

Таблица. Компенсации работникам за работу в ВОУТ и дополнительные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (устанавливаются по результатам СОУТ) [4]

Условия труда

Компенсационные меры*

Дополнительный тариф страхового взноса в ПФ РФ, %

Класс

Подкласс

ПРОТ

ЕДОО

СПРВ

4 (опасный)

+

+

+

8,0

3 (вредный)

3.4

+

+

+

7,0

3.3

+

+

+

6,0

3.2

+

+

4,0

3.1

+

2,0

2 (допустимый)

0,0

1 (оптимальный)

0,0

*Примечание. ПРОТ – повышенный размер оплаты труда, не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ); ЕДОО – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ); СПРВ – сокращённая продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Литература

  1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014).

  2. Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. Статистика условий труда в строительстве// Молодежный научный вестник. 2016. № 9 (9). С. 14-24.

  3. Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. Аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда: порядок проведения// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 52.

  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

Просмотров работы: 538