РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ

Лытов В.М. 1, Комков В.И. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с резким ростом численности парка транспортных средств, особенно на территории крупных городов и регионов, обостряется экологический аспект проблемы обращения с такими отходами эксплуатации автотранспорта, как «отходы синтетических и полусинтетических масел моторных», относящихся к третьему классу опасности по ФККО. Особенно актуальным решение данной проблемы остаётся для такого мегаполиса как г. Москва, где помимо масштабных объемов образования отработанных нефтепродуктов, усугубляет проблему отсутствие необходимых производственных мощностей по их переработке. В связи с этим, большая часть нефтеотходов попадает на ландшафт и в стоки, используется в качестве антиадгезивов при производстве строительных материалов или попросту сжигается. Такое использование потенциально ценного продукта с одной стороны является абсолютно не эффективным экономически, а с другой, обостряет и без того сложную экологическую ситуацию в городе.

Поэтому важной задачей является создание эффективной системы обращения с отработанными нефтепродуктами, которая обеспечивала бы их эффективный сбор, безопасное хранение и транспортировку. Кроме того, необходимо внедрение наилучших доступных технологий переработки, обеспечивающее обязательное возвращение отработанных моторных масел в производственный цикл в виде вторичных материальных ресурсов. Обязательными условиями для оценки производственных мощностей, а так же разработки и внедрения таких технологий, являются задачи достоверного определения массы отходов, образующихся при эксплуатации автомобильного транспорта. Существующие оценки объемов образования отработанных масел дают значительный разброс в цифрах, достоверность и актуальность которых оценивать трудно, а так же не учитывают факторы износа деталей двигателя и соответствующие потери.

Расчет количества отходов синтетических и полусинтетических масел моторных (т/год) может быть произведен через расход топлива по формуле [1]:

.

Исходными данными для расчета являются базовая норма расхода топлива на 100 км пробега (Nip) и нормы расхода моторного масла на расход топлива (His) [2], среднегодовой пробег автомобилей (Li), норма расхода масел на угар (Yip). По мере увеличения пробега автотранспортных средств за счет изноза деталей цилиндро-поршневой группы, расход масла на угар увеличивается (от 11% для легковых до 90% для автобусов). Эти сведения взяты из методики COPERT 4, которая координируется Европейским агентством по охране окружающей среды (EEA) [3]. Для выполнения расчетных оценок использовалась официальная статистика ГИБДД о количестве автомототранспортных средств, стоящих на учете в г. Москве за 2015 г. (Ni). Так же в формуле фигурирует коэффициент слива масла (в среднем d = 0,8) и плотность нефтепродуктов (ρм = 0,9 кг/л). В таблице 1 приведены как используемые исходные данные, так и результаты расчета объема отработанных моторных масел.

Таблица 1 – Исходные данные и результаты расчета

Вид АТС

Количество АТС (Ni), ед.

Среднегодовой пробег (Li), км

Базовая норма расхода топлива (Nip), л/100км

Нормы расхода масел (His), лм/100лт

Расход на угар (Yip), кг/10000 км

Масса отработанного масла (Mм), тыс. т

Легковые

3895888

10000

10,5

0,8

1,45

17,8

Грузовые

369898

20000

24,3

2,3

1,56

28,0

Автобусы

46403

30000

30,0

2,2

8,5

5,5

Таким образом, суммарная масса отработанного моторного масла, потенциально образующегося на территории г. Москвы (2015г.), составляет около 51 тыс. т в год или 140 т/сут.

Список литературы

  1. Трофименко, Ю.В. Прогноз динамики образования отходов/ Ю.В. Трофименко, С.В. Шелмаков, В.И. Комков // Автотранспортное предприятие. – 2004. – Июнь. – с. 54 – 58.

  2. Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»».

  3. Description of new elements in COPERT 4. - Version 9.0. – November, 2011.

Просмотров работы: 516