ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире хореографическое искусство захватывает детей с самого детства. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Увидев это хотя бы раз в живую выступления профессиональных танцоров, их яркие костюмы, пыл в их глазах, дети увлекаются и стремятся увидеть выступления еще. Дети хотят увидеть это балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. После того как проходит первое впечатление дети начинают мечтать и стремятся попробовать научиться танцевать так же. Именно тогда занятия по хореографии в этом помогают. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, как музыка, танец дает возможность еще и физического развития, становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которые проводится в процессе обучения хореографии, связанные с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращением, дыханием, нервно – мышечной деятельности. Понимание возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов [1].

Следовательно, целесообразно и актуально будет рассмотреть вопрос обучения хореографии как средства эстетического воспитания младших школьников. Анализ современных научных публикаций. В системе эстетического воспитания младших школьников одно из важнейших мест занимает искусство хореографии, эффективно влияет на всестороннее и гармоничное развитие личности. Об эстетическом значении танца рассуждали древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, а Лукиан, составил целый трактат «О танце», который дошел до наших дней. [2].

В настоящее время важны труды ученых посвященные вопросам эстетического воспитания детей в системе школьного образования. Особенно значимыми для развития современной педагогической науки являются концепции эстетического воспитания, содержание которых раскрывает функции и принципы организации эстетического воспитания личности ребенка в современных средних общеобразовательных учреждениях. Процесс эстетического воспитания школьников путем приобщения к искусству исследовали выдающиеся педагоги: А. Макаренко, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др. В научных исследованиях современных ученых подчеркивается важная роль искусства в эстетическом развитии личности ребенка. Важность развития внутреннего мира дошкольников средствами танца доказывается в трудах Г. Ильиной, С. Рудневой, Е. Фиша и др. [3] Анализ историко-педагогической литературы и научных трудов ученых позволяет отметить, что в современной педагогической науке хореография как средство эстетического воспитания детей еще не получила должного научного осмысления.

Цель статьи – на основе анализа историко-педагогической литературы раскрыть возможности хореографии как одного из средств эстетического воспитания младших школьников. Постановка задачи и ее решения Современная система образования пытается обеспечить процесс эстетического воспитания учащихся, создать педагогические условия, способствующие повышению уровня их эстетической воспитанности. Решение этих задач возможно при условии привлечения детей младшего школьного возраста к хореографической деятельности, которые имеют значительные возможности в воспитании подрастающего поколения, поскольку танец не только развивает умственные и физические способности детей, но и их чувства и творческую фантазию, а затем происходит эмоционально-чувственое, культурно-творческое развитие личности. Понятие «эстетическое воспитание» в педагогической литературе рассматривается как неотъемлемая составляющая идейного, трудового, нравственного, физического воспитания, как систематическое, научно мотивированное обращение к человеческим эмоциям, которые развивают у младших школьников такие способности, способствуют не только эстетическому восприятию прекрасного в жизни и искусстве, но и делают каждого из них творцом эстетических ценностей [4].

Эстетическое воспитание – это систематический целенаправленное воздействие на личность, ориентированный на формирование ее эстетических идеалов, вкусов и потребностей, на выработку способности воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в природе, жизни, искусстве и труду, на пробуждение и развитие ее творческих способностей и непримиримости ко всему безобразному и ничтожному в жизни и деятельности [6].

Эстетическое воспитание младших школьников как процесс овладения ими эстетической культурой способствует всестороннему гармоничному развитию личности, привлечению к духовной культуре человечества, творчества в различных областях жизнедеятельности и т.д., формирует отношение к труду, познанию, общению, природе, миру вещей и т.п. Эстетическое воспитание младших школьников предполагает определенную организацию системы учебно-воспитательного процесса, в условиях которых учащиеся могут непосредственно сталкиваться с прекрасным, постоянно обогащаться новыми эстетическими впечатлениями и знаниями, воспитывая чувствительность к прекрасному в жизни, природе, искусстве. Реализация этой задачи осуществляется в процессе изучения основ наук, во внеклассной и внешкольной работе в семье, путем самовоспитания, направленного на обогащение и совершенствование человеческого характера, внутреннего мира личности, ее взглядов, чувств, представлений, вкусов. Выделим наиболее существенные пути (средства) эстетического воспитания младших школьников:

- овладение эстетическими знаниями в процессе изучения учебных предметов (предметы художественного цикла: изобразительное искусство, музыкальное искусство и искусство (театр, хореография, кино, телевидение);

- организация факультативов дает большие возможности формирования эстетической культуры младших школьников. В некоторых школах введен специальный курс, в котором изучаются вопросы литературы, музыки, хореографического и изобразительного искусства, театра, киноискусства;

- эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе. Основные задачи внеклассной и внешкольной работы – это: а) привлечение младших школьников к прекрасному; б) ознакомление их с произведениями искусства; в) организация эстетической деятельности детей;

- побуждение школьников к эстетическому самовоспитанию [5].

Хореография – это один из самых богатых источников эстетического воздействия на ребенка. Прежде всего, он формирует художественное «Я» ребенка, влияет на правильную осанку, знакомит с основами актерского мастерства, этикета, манеры поведения. Благодаря ритмичности движений развивается воображение детей, их творческая активность. Танец последовательно соединяет движения рук, ног, головы и всего корпуса. Под разные ритмы, которые фиксируются в танцевальных па, позах, жестах, мимике создается пластический рисунок с помощью музыки, песни, пантомимы, драматургии.

Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, обладающий балетной осанкой, захватывает окружающих. Но ее формирования – процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, движет детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не изучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения обычного одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из любых других источников.

Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог – хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание языка, любовь и хороший вкус к нему. Ценность хореографического искусства как средства эстетического воспитания состоит в том, что оно часто изображает те стороны действительности, увидеть которые человек не способен. И, несмотря на то, что в наше время танцевальное искусство остается одним из самых популярных и распространенных форм эстетического воспитания, общество, заботится о культуре людей, пытается наиболее полно использовать для этой цели различные формы и методы.

Хореография – один из самых массовых и действенных средств эстетического воспитания, имеет эффективное влияние на всестороннее гармоничное развитие личности. Танец – любимый и популярный вид самодеятельного искусства – способствует эстетическому воспитанию и физическому развитию детей. Учась хореографии, дети знакомятся с искусством хореографии, приобретают определенную танцевальную подготовку, развивают пластичность, умение красиво двигаться, укрепляют организм, исправляют некоторые физические недостатки.

Таким образом, занятия хореографией имеют большое значение для эстетического развития детей. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Хореография как средство эстетического воспитания имеет большое значение в эстетическом развитии младших школьников, поскольку средства танцевального искусства прививают любовь к прекрасному.

Литература

1. Барабаш О.В. Организация хореографического образования с эстетическим воспитанием // Научные интернет-конференции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intkonf.org/barabashov-organizatsiya-horeografichnogo vihovannya-v-zagalnoosvitnih-nav chalnih-zakladah/

2. Гончаренко Ю.В. Эстетическое воспитание учеников начальных в процессе хореографической деяльности: Автореф. дисс. … к. пед. н. – Луганск: Сходноукраинский национальний университет им. В. Даля, 2009. – 20 с.

3. Гордько О.О. Хореография как язык эстетического воспитания// КУКИM. [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://kukim.org/articles/ho reografiyayak-zasib-estetichnogovihovannya

4. Громов Ю.И. Воспитание танцем. – СПб.: СПбГУП, 2004. – 210 с.

5. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003. – 256 с.

6. Хореография в общеобразовательной школе // ГенДокс – учебные материалы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// gendocs.ru/v15816/?cc=1

Literature

1. Barabash O. V. the Organization of choreographic education with aesthetic education // Scientific Internet-conference. [Electronic resource]. – Mode of access: http://intkonf.org/barabashov-organizatsiya-horeografichnogo vihovannya-v-zagalnoosvitnih-nav chalnih-zakladah/

2. Goncharenko Yu. V. the Aesthetic education of elementary students in the process of choreographic activity: Avtoref. Diss. ... candidate of pedagogical Sciences. n – Lugansk: Shadowtrance national University. V. Dal, 2009. – 20 C.

3. Hordika O. Choreography as a language of aesthetic education// KAKIM. [Electronic resource]. – Mode of access: http://kukim.org/articles/ho reografiyayak-zasib-estetichnogovihovannya

4. Gromov, Y. I. Education of dance. – SPb.: Spbgup, 2004. – 210 p.

5. Portorosa T. V., Belikov A. N., Kvetny O. V. Teach children to dance: a textbook for students of institutions of secondary professional education. – M.: Vlados, 2003. – 256 p.

6. The choreography in the secondary school // Gendocs – learning materials. [Electronic resource]. – Mode of access: http:// gendocs.ru/v15816/?cc=1

Харитонова Елизавета Викторовна, студ. 343 гр. фак. ПиХО,

Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Просмотров работы: 997