АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей [1].

Мыслительная деятельность младшего школьника зависит от его психологической готовности к познанию. До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями [3].

Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:

- мотивационно-ориентировочное;

- центрально-рабочее;

- контрольно-оценочное.

Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:

- мотивы и учебные задачи;

- учебные действия;

- действия контроля и оценки.

Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна [2].

Делать из урока в урок одно и то же, т.е. выполнять алгоритмичные задачи младшим школьникам неинтересно. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Единственным плодотворным путем развития мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и я должна создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным [5].

Как показала практика, организация такой технологии, как создание проблемной ситуации, способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Также проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Важно и то, что проблемное обучение, приучающее обучающихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления [4].

На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности, отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер.

Отсюда, проблемный урок – это более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

На проблемном уроке все начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновением с противоречием. При этом исследователь (ученик) испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.

Урок. Этап введения знаний. На этом этапе ученики проходят два творческих звена – постановку проблемы и поиск решения. А при воспроизведении знаний следующие два звена – выражение решения и реализация продукта. Таким образом, на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, открывая знание, новое лишь для него самого. Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Первое творческое звено проблемного урока – постановка учебной проблемы. А она осуществляется в двух основных формах: как тема урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования [6].

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемные ситуации с удивлением. В их основе – разные противоречия. Первое противоречие между двумя (или более) положениями – создается двумя приемами. Первый прием (самый простой): учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения [7].

Компьютеризация современного мира предъявляет новые требования bк умениям и навыкам школьников. Поэтому подавляющее большинство уроков данной современных программ обучения младших школьников построены с учетом использования проблемно-диалогической технологии, ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

Итак, проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

Литература

1.Авдонина Е.В. Урок-путешествие по математике «Полет в космос» [Текст] / Е.В. Авдонина // Нач. шк. - 2005. - №3. - С. 45-47.

2. Александрова Э.И. Особенности формирования навыков при обучении математике по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова [Текст] / Э.И. Александрова // Нач. шк. - 2005. - №3. - С. 38-42.

3. Аргинская И.И. Математика для I класса четырехлетней начальной школы (Система Л.В. Занкова) [Текст] / И.И. Аргинская // Нач. шк. - 2000. - №9. - С. 11-14.

4. Ахметгалиев А.А. Развитие математической памяти у младшего школьника [Текст] /А.А. Ахметгалиев // Нач. шк. - 2005. - №6. - С. 66-70.

5. Выготский Л.С. Исследование образования понятий: Методика двойкой стимуляции [Текст] / Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Просвещение, 1981.- С. 50-69.

6. .Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - 264 с.

7. Купарадзе Н. Педагогические условия развития умений критически мыслить у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Купарадзе // Нач. шк. - 2004

Literature

1.Avdonina, E. V. Lesson-journey in mathematics "space Flight" [Text] / E. V. Avdonina // Early. SHK. - 2005. - No. 3. - S. 45-47.

2. Aleksandrova E. I. Peculiarities of formation of skills in the teaching of mathematics on the system of D. B. Elkonin-V. V. Davydova [Text] / E. I. Alexandrov // Early. SHK. - 2005. - No. 3. - P. 38-42.

3. Roginskaya I. Mathematics for class I four years of primary school (System of L. V. Zankov) [Text] / I. I. Roginska // Early. SHK. - 2000. No. 9. - S. 11-14.

4. Ahmetgaliev A. A. the Development of mathematical memory in primary school children [Text] /A. A. ahmetgaliev // Early. SHK. - 2005. - No. 6. - P. 66-70.

5. Vygotsky L. S. the Study of concept formation: Methodology two stimulation [Text] / L. S. Vygotsky and L. S. Sakharov // anthology of General psychology: Psychology of thinking. - M: Education, 1981.- P. 50-69.

6. .Davydov V. V. Problems of developmental teaching: the Experience of theoretical and experimental psychological research [Text] / V. V. Davydov. - M.: Education, 1986. - 264 p.

7. Am Glad To N. Pedagogical conditions of development of skills of critical thinking in pupils of initial classes [Text] / N. Kuparadze // Early. SHK. – 2004

Капралова Ирина В. студ. 343 гр. фак. ПиХО

Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Просмотров работы: 781