ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется образовательная и оздоровительная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Необходимость привлечения родителей в образовательно-оздоровительную деятельность младшего школьника, обусловлена изменениями, которые произошли в учебно-воспитательной системе российской школы.

Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению, здоровью и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в образовательно-оздоровительном пространстве школы и семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает как организатор оздоровительной деятельности, и как наставник учащихся.

Проблемам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников посвящены многочисленные научные статьи, учебно-методические пособия и монографии Н.Е.Щурковой, Л.В.Байбородовой, В.М.Синяева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, М.М. Безруких, В.И.Белова, Г.И.Билича, Т.П.Васильеовой, М.Я.Виленского, П.А.Виноградова, Н.Д.Граевской, В.И.Жолдака, В.П.Зайцева, С.М.Мартынова, Р.Е.Мотылянской, B.Н.Савицкой, В.А. Смирнова, А.Г.Щедриной и др. Анализ научно-методической литературы, посвященной формированию здорового образа жизни детей школьного возраста, выявил, что педагогические аспекты обучения здоровому образу жизни, формы и методы взаимодействия семьи и школы в организации совместной физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками недостаточно освещены.

Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении образовательно - оздоровительной работы в начальной школе.

Главной целью в педагогическом общении с родителями классный руководитель может достичь с помощью определенных педагогических приемов. Нужно учитывать, что аудитория в данном случае является взрослой, методы следует выбирать, направленные на повышение грамотности родителей в отношении образования и оздоровления ребенка, но учитывать, что каждый родитель обладает собственным, сформированным взглядом на этот процесс.

Возможно, педагог сможет «показать» родителям их ребенка с новой, доселе неизвестной стороны, которая не открывалась в течение повседневной жизни. Информацию о школьной жизни ребенка следует предоставлять в позитивном свете. Собрания родителей не должны проходить в форме порицания «отстающих» учеников. По словам Сластениной, учитель должен наладить диалог с родителями, дабы получить максимальный отклик на свою работу. Процесс взаимодействия классного руководителя и родителей должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный и оздоровительный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Для обеспечения точности педагогического воздействия учитель может использовать педагогическую диагностику. Она включает в себя разные формы исследований. Исследования нужно делать обязательно, т.к. воздействие учителя должно иметь определенную цель.

Обучение и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно – оздоровительных задач. Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия педагогов и родителей. Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения . В рамках нашей работы мы будем опираться на эту классификацию для разработки итогового занятия с родителями. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия лежит принцип педагогического взаимодействия классного руководителя и родителей:

• доверительность отношений между педагогом и родителями;

• личностная заинтересованность, т.е. «никого ничему нельзя заставить

• научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;

• подход к родителям не как объектам воспитания, а как активным субъектам процесса взаимодействия;

• утверждение их самоценности, т.е. проявление уважения к каждому родителю;

• эмансипация родителей, т.е. пробуждение их желания познать самих себя.

Работа по взаимодействию с семьёй основывается на единстве, когда цель и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Очень важно в работе с семьёй применять индивидуальный подход на основе учёта здоровья, интересов и потребностей.

Чтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали посещение семей и опрос родителей.

В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются спортом, наиболее эффективными формами работы педагогов с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия. Родители затруднялись ответить на некоторые вопросы. Из этого можно сделать следующий вывод, что родители готовы сотрудничать с классным руководителем и участвовать в совместных спортивных мероприятиях.

Был разработан перспективный план, в который включили разнообразные мероприятия с участием родителей детей и классного руководителя, направленные на сплочение родительского и детского коллективов.

В результате проведённой работы в школе была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и младших школьников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность младших школьников.

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый педагогический эффект, если в данном процессе не последняя роль отведена родителям, а точнее совместной деятельности школы, родителей и детей. В результате взаимодействия всех заинтересованных сторон улучшается отношение родителей к физической культуре и спорту, что в свою очередь повышает у младших школьников интерес к занятиям физической культуре и спортом. Действенной формой повышения физкультурных знаний у родителей, агитации и пропаганды является само участие учащихся в физкультурной работе.

Педагоги и родители должны быть партнерами, заинтересованными лицами в формировании и укреплении у младших школьников основ здорового образа жизни. Родителям, заботящимся о здоровье своих детей, в первую очередь, необходимо активно принимать участие во всех мероприятия, организуемых образовательным учреждением. Взаимное сотрудничество родителей со школой должно быть направлено на понимание и на создание благоприятных условий жизнедеятельности ребенка не только в школе, но и дома, для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и школы, в лице педагогов и классного руководителя. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»//– М.: Просвещение, 1983.

  2. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей / - М.: Просвещение , 1993.

  3. Соловейчик С.М. Педагогика для всех.// — М., 1987.

  4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»// - М., Просвещение, 1973

  5. Стефановская Т.А. « Классный руководитель». 2006г. Стр. 220.

6. Тутолмин А.В. Крезь в музыкальной этнокультуре удмуртского народа: презентация к урокам музыки http://www.metod-kopilka.ru/

Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Просмотров работы: 505