ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Тарбахова И.И. 1, Михалева А.Б. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема и сегодня является актуальной, поскольку количество детей, испытывающих трудности в обучении и попадающих в разряд неуспевающих остается стабильным. Более того, несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, учёных и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт. По данным Института возрастной физиологии РАО (2011), трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников (в зависимости от региона и типа школы). В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина (Смирнова Ю.И., 2009).

Исследованию проблемы школьной неуспеваемости посвятили свои труды отечественные учёные Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Р.Л. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, З.И. Калмыкова и др. Так, неуспеваемость в общем случае понимается как отставание в учении, когда школьник за отведённое время не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, на удовлетворительном уровне. Неуспеваемость понимается как не просто низкие оценки, неспособность ребёнка к учению, а как сложная комплексная проблема, решение которой не зависит от желания или нежелания самого ребёнка [3, с. 56]. В психолого-педагогической науке и практике существуют категории, которые употребляются как синонимы – школьные трудности, неуспеваемость и школьная дезадаптация. Под школьными трудностями Н.В. Дубровинская имеет в виду совокупность проблем учения, возникающих у школьника в связи с началом систематического обучения в школе. Эти проблемы, как правило, приводят к своего рода функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, но что важнее в учебном плане – снижению успешности обучения. Если своевременно не выявить и компенсировать школьные трудности, они приведут к неуспеваемости. Школьная неуспеваемость, трансформируясь за счёт усложнения ситуации, может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, когда школьник не усваивает учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями [2, с. 89].

В работе Б. Дембеле показано, что существует ряд этапов, которые проходит процесс формирования неуспеваемости школьника: 1. Становление отрицательных черт характера, нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребёнка к учебной работе: дети в разных формах избегают самого процесса приготовления уроков (рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования, начинают прогуливать занятия, дома и в школе обманывать). 2. Конфликтные отношения с учителями, что в том числе беспомощность учителей, неумение работать с такими детьми, злостью на несоответствие личного вклада в учащегося и минимальными успехами в учёбе этого учащегося. 3. Ответная реакция неуспевающего школьника на учителя: у школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера – конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. 4. Ответная реакция неуспевающего школьника на родителя: становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, детская ложь. 5. Возникновение негативных личностных качеств – агрессивности, драчливости, неуправляемости, злобы по отношению к сверстникам; это достаточно «традиционно» (как сублимация) происходит после конфликтов с учителями и родителями. 6. Поведенческие проявления в виде игнорирования самого факта учёбы: отвержение неуспевающего ребёнка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. 7. Формирование асоциальных форм поведения: поведение неуспевающих подростков становится девиантным, вплоть до фактов попадания в подростковые отделения психиатрических стационаров [1, с. 113].

В своих классификациях неуспеваемости авторы используют различные принципы и критерии отнесения элемента к разряду классификации. Например, среди причин неуспеваемости Л.С. Славина называет неправильное отношение к учению, трудности усвоения учебного материала, неумение трудиться, отсутствие познавательных учебных интересов, отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности [4, с. 167].

С целью определения причин неуспеваемости школьников в гимназии N Республики Саха (Якутия) был проведен опрос учителей и учащихся. В опросе приняли участие 90 учащихся 5-11 классов и 17 учителей.

Педагоги причинами неуспеваемости называют проблемы со здоровьем у школьников (19 %), лень (32 %), а также не верную установку родителей к обучению ребенка в школе (пассивность и невнимательность родителей к детям – 31 %, нежелание или неумение помочь своему ребенку – 18 %). Итоги опроса среди учащихся показали, следующее: 60% учащихся считают себя успевающими в обучении. Главными причинами неуспеваемости ребята считают: несправедливость учителей (2%), низкую самооценку (4 %), здоровье (6%), отсутствие интереса к учебе (9%), сложность программы (19 %), , ,

Анализ результатов работы позволяет сделать следующие выводы: все вышеперечисленные причины неуспеваемости, в том числе и у респондентов собственного исследования, имеют экстрапунитивную направленность. То есть причины трудностей в обучении связываются с внешними причинами: учителя, родители. Мы согласны с тем, что развитие и обучение ребенка связано и даже зависит от участия взрослых, но успех деятельности в большей степени определяют внутренние условия: мотивация, уровень развития психики, наличие или отсутствие волевых качеств. Поэтому в работе с неуспеваемостью важно формировать интрапунитивные особенности мышления и поведения. Также очень важной, на наш взгляд, является задача работы с родительским сообществом, активизации роли родителей в обучении в школе. Родители обязаны создать рабочее место в доме школьнику, дать понятия делового времени и отдыха ребенку, проявлять интерес к жизни и развитию своего сына или дочери.

С неуспевающими учениками необходимо проводить:

1. Специальную работу по развитию их мыслительной деятельности, опираясь на их положительное отношение к учению;

2. Беседы и классные часы, вызывающие познавательный интерес;

3. Тренинги, развивающие самооценку и коммуникабельность учащихся;

3. Формирование правильного, позитивного отношения к учебному труду, через включение их в общественно полезную деятельность в школьном коллективе.

Список литературы:

1. Дембеле, Б. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореф… канд. психол. наук: 19.00.07 / Бонислав Дембеле. – СПб., 2004. – 21 с.

2. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка. – М., 2000. – 225 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. – 414 с.

4. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. – М., 2007. – 212 с.

5. Шмакова, В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: Дис... канд. психол. наук: 19.00.13. – Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 142 с.

Просмотров работы: 976