ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Петрова А.С. 1, Михалева А.Б. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема актуальна тем, что современная семья сталкивается со множеством психологических проблем и испытывает достаточно большие трудности в преодолении конфликтных ситуаций. Особое внимание в своей работе мы уделили специфике взаимоотношений внутри современной семьи, на которые оказывают влияние гендерные факторы и системы ролевых установок. Каждая семья индивидуальна и подлежит скрупулезному изучению со стороны различных наук, особенно психологии и педагогики. Для начала определимся с понятием и природой семьи. В словаре «Семейное воспитание», семья определяется как результат брачного союза, цель которого состоит во взаимной поддержке мужчины и женщины, рождении и воспитании детей [5, с. 21]. Согласно представлениям семейного психолога В. В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», которая «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [1, с. 154]. Каждая из семей является уникальной системой, которая обеспечивает своим членам среду развития, создает условия поддержки и реализации личностного потенциала. Веками семья воспринималась как большая ценность, достаточно долгое время она выполняла одну простую функцию для человека – элементарного выживания. С. Минухин предполагает, что семья требует особого уровня развития личности, почти героической жизненной позиции. Семья – это своеобразный жизнеродящий хаос, дающий возможность достижения гармонии, семья – это в миниатюре сотворение мира [4, с. 48]. Психоэмоциональное состояние членов семьи, их отношения и типы семейных ролей сказываются на поведенческом стиле, характере, убеждениях и наклонностях человека, растущего в семье. Опыт взаимодействия в семье человек переносит на широкую социальную общность в виде сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки и поддержки или, к сожалению, за отсутствием перечисленных умений, противоположные им.

Семейные проблемы – это сложности, возникающие на жизненном пути супругов, которые иногда могут стать причиной длительных и болезненных разладов. Они дисгармонизируют отношения внутри семьи и вызывают глубокие чувства неудовлетворенности жизнью. Проблемы характеризуются степенью распространенности и силой влияния на семью. Например, некоторая проблема может быть достаточно общей для многих семей, но, создавая трудности в течение всей жизни, такая проблема не разрушает семью радикально. Другой тип проблем, с которыми сталкивается только часть семей, оказывается весьма разрушительной для существования семейной системы [4, с. 160].

В наше время наиболее актуальными выступают проблемы развода, распространения фиктивных браков и внебрачного рождения детей, неполной семьи, сознательная и вынужденная бездетность супружеских пар, рост насилия внутри семьи. Брак как социальный институт все меньше выполняет свои функции и, как отмечено многими учеными, находится в стадии глубинного кризиса. Традиционный жизненный план людей после вступления в интимные отношения - брак, рождение и воспитание последующих поколений, проживание супругов «пока смерть не разлучит» стал встречаться намного реже. Так, согласно некоторым данным, рождение детей вне брака в России в 2004 году составило 29,7% от общего числа новорожденных. Согласно современным исследованиям демографов 34% детей, появившихся на свет в законном браке, были зачаты до регистрации. А в 2004 году, в частности в Москве, 35% всех вступающих в брак мужчин и 32% женщин делали это повторно [3, с. 222-223].

Проблемы семьи существуют столько же, сколько и сам институт семьи, однако вследствие значительных изменений и перемен, произошедших в обществе, стали появляться новые, специфические семейные проблемы. В качестве наиболее характерных семейных проблем можно выделить следующие: семейное неблагополучие и насилие; дисбаланс супружеских ролей и неадекватность престижности супругов; перегрузка женщин разноплановыми социальными ролями; дисгармонии интимных отношений. В качестве специфических проблем, порожденных современным обществом и культурой, можно определить такие как: малодетность семьи и вариативность мотивации «иметь или не иметь детей»; «андрогинизация» семей [2, с. 27].

Среди студентов разных курсов в социальных сетях мы провели анонимный опрос. 850 человек в возрасте 18-24 года ответили на вопрос «Готовы ли вы к семейной жизни?».

Да

Нет

Не задумывался(-ась)

26 %

56 %

18 %

221

476

153

Результаты опроса показывают, что большинство студентов (476) еще не готовы к семейной жизни, они отрицательно ответили на предложенный вопрос. Для 153 студентов вопрос вызвал удивление, данная тема вообще не является предметом их размышлений, что также говорит об их не готовности к семейной жизни. Наконец, 221 студент, это 26% из общего числа респондентов считают себя готовыми к семейной жизни.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, во избежание трудностей в семейной жизни, необходима, помимо физической, психологическая готовность к вступлению в брак и созданию семьи. Особенно, на наш взгляд, эта готовность должна быть у юношей. Ситуация, где воспитанием ребенка занимается мать-одиночка, сегодня достаточно распространена, в том числе и среди студентов. Подобные условия развития и воспитания ребенка нельзя определить как нормальные. Во-вторых, для учащейся молодежи ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, этим и можно объяснить отсутствие потребности и цели создания семьи среди студентов. В-третьих, отсутствие размышлений о будущей семейной жизни в данном возрасте вызывает опасения о формировании социальной зрелости и «взрослости» студента. В связи с этим мы рекомендуем в программах обучения по предметам психолого-педагогического цикла включить разделы, касающиеся психологической культуры брака и семьи. Предлагать студентам специальные лекции и семинары, тренинги по подготовке к семейной жизни, с целью предупреждения психологических проблем семейной жизни. Мы уверены в том, что отсутствие знаний в данной сфере ведет к неосознанному вступлению в брак, неумению разрешать конфликты и разногласия в семье и способности сохранения чувства любви. Отметим также то, что нередко одинокие люди объясняют отсутствие собственной семьи тем, что им «никто не говорил о необходимости создания семьи в жизни человека».

Таким образом, брак и семья – это очень важные, но вместе с тем не единственные, сферы в жизни человека, поэтому они должны стать источником позитивной жизненной энергии, оптимистического настроения в деловой сфере и продуктивного взаимодействия в широком круге общения.

Список литературы:

1. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. – Спб.: Издательский дом «Питер», 2013.

2. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии. - М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России - М.: Институт социологии РАН, 2006.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений - М.: Педагогика, 1987.

5. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

Просмотров работы: 1889