ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Орлова К.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тревожная статистика разводов в РФ констатирует распад практически половины молодых семей в первый год жизни, две трети – в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях. За этими цифрами – стрессы, психические травмы супругов, дети без отцов или приходящими папами, неполные семьи, одинокие мужчины или женщины и другие отрицательные последствия. При этом многие исследователи отмечают рост комфорта бытовых условий семьи, создание семьи «по любви и уважению» (по статистике, в нашей стране именно так образуются 70 – 75% семей), но число разводов растет [2, с. 31]. Поэтому актуальным остается вопрос о мотивах создания семьи и ценности института семьи в наше время. Какие причины способствуют развитию тенденции утраты ценности семьи?

Для большинства людей семья начинается с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация предполагает и обеспечивает, во-первых, юридическое признание брака, вопросы об отцовстве детей, совместно нажитом имуществе, о наследстве. Во-вторых, с психологической стороны, это официальное, публичное, в устном и письменном виде согласие быть мужем и женой друг друга. Молодожены дают в торжественной обстановке прилюдную клятву в любви и верности друг другу. Однако, в настоящее время можно констатировать тенденцию, с годами приобретающую все большую устойчивость, к утрате ценности традиционного семейного общежития. Доказательством тому являются гражданские браки, нетрадиционные отношения между полами, отрицания любви как базового чувства в семье.

Рассмотрим роли мужчины и женщины в браке. Традиционный подход ориентирован на идею о гендерных различиях и соответственно различиях в ролях мужа и жены в браке. Мир, в котором живут люди, не хаотичен. Этот мир гармоничен и иерархичен, и поэтому семья – самый древний из всех человеческих институтов – тоже живет в соответствии с определенными законами, определенной иерархией. Согласно русской народной пословице: «Муж жене пастырь, жена мужу пластырь», главой семьи принято считать мужа, жена выполняет роль его помощницы. Если женщина питает семью своими эмоциями, муж успокаивает излишек эмоций своим миром. Муж – фронт, жена – тыл. Мужчина отвечает за взаимодействие семьи с внешним миром, то есть обеспечивает семью материально, защищает ее, жена поддерживает мужа, заботится о домашнем очаге. В воспитании детей оба родителя участвуют в равной степени, в хозяйственно-бытовых вопросах – по мере возможности каждого. Такое распределение ролей заложено в природе человека. Нежелание супругов играть свои природные роли, их стремление сыграть роль другого супруга, делает людей в семье несчастными, приводит к материальному неблагополучию, пьянству, домашнему насилию, изменам, душевному нездоровью детей, распаду семьи.

В связи с этим, главная трудность семьи современного периода истории, на наш взгляд заключается в том, что семейные отношения мужа и жены приобретают эгалитарный характер. Появление эгалитарной семьи обусловлено материальным и духовным равноправием мужчин и женщин. Муж постепенно утрачивает роль главы семьи. Условия современного общества сформировали женщин, которые не желают отдавать мужчине его первенство и в то же время мужчин, имеющих причины отказаться от лидерства в семье.

В современной литературе представлены два противоположных взгляда на институт семьи. Пессимистическое направление утверждает, что современная семья тяжело больна, оптимистическое не желает этого признавать. Оптимисты остаются убежденными в том, что у человечества нет ничего выше и прекраснее любви, семьи и детей, которые были, есть и будут высшими ценностями человеческого бытия [3].

С целью изучения современной студенческой семьи, мы провели опрос 13 семейных студентов СВФУ (11 жен., 2 муж.) в возрасте 20-26 лет. Студенты проживают в семейном общежитии совместно с детьми, то есть они совмещают семейную жизнь и воспитание ребенка с обучением в вузе. Результаты опроса показали следующее. На вопрос «Довольны ли Вы своей жизнью» все ответили утвердительно. Для улучшения своей семейной жизни лишь 19 % указали на материальную помощь, 20% отметили фактор внимания и здоровья одного из супругов. На вопрос о личностных качествах у мужчин, необходимых в семейной жизни 40% отметили ответственность, 20% заботливость и остальные 40% респондентов указали на такие волевые характеристики как решительность, самостоятельность, работоспособность. Среди личностных характеристик, особо важных для роли супруги и матери были отмечены наиболее часто образованность 20%, чистоплотность 20%, способность любить и трудолюбие. Также мужчины отметили заботливость, хозяйственность, терпеливость и доброту. Общими для мужа и жены качествами были определены ответственность 40%, взаимопонимание 20% и терпеливость 20%. Последние два вопроса были связаны с рефлексией ошибок семейной жизни. Собственными ошибками супруги назвали чрезмерную опеку над супругом, стремление доминировать в семье и низкий уровень общей культуры взаимодействия (вспыльчивость, злость, срыв на крик). Ошибками поведения второй своей половины были названы слишком высокие требования, иждивенческие настроения, отсутствие взаимопонимания и ценностного отношения.

Выводы. Среди причин, разрушающих устои гармоничной жизни молодой семьи, мы определили следующее. Сегодня достаточно много молодых людей, для которых нравственные категории добра, зла, греха, милосердия, сочувствия, сострадания остаются «пустым звуком», они так воспитаны своими родителями. Другая причина неустойчивости молодой семьи в ее полной неподготовленности к семейным будням, прекрасное знание прав и отсутствие стремления выполнить супружеские и особенно родительские обязательства в семье. Ошибки, которые свойственны в семье женщинам: дети на первом месте, все остальное, включая мужа, - на втором. Семья останется семьей только в том случае, если жена и муж, как основа семьи, всегда будут оставаться друг для друга на первом месте. Если жена больше любит ребенка, муж как бы становится третьим-лишним. Это может стать причиной поиска мужчиной любви на стороне и в конечном итоге привести к распаду семьи. Другая ошибка касается воспитания ребенка. Если ребенка приучить к тому, что он – «царек» семьи, вырастает эгоист, не приспособленный к жизни, и к семейной, в частности. Это также может стать причиной конфликтных отношений между мужем и женой, предметом которых является попытка установить виновного в баловстве и порче ребенка, при этом сегодня редко кто может конструктивно выходить из конфликтных ситуаций [1, с. 266]. Также представление одного из супругов о детях как «обузе» беззаботной семейной жизни нередко приводит к духовному и даже физическому распаду семьи. Во избежание подобных трудностей в молодой семье мы рекомендуем молодым людям пройти курс семейной психологии, один из вариантов которого мы с моим научным руководителем к. пс. н., доцентом А.Б. Михалевой проводим в семейном общежитии СВФУ.

Список литературы:

1. Григорьева Л.А., Михалева А.Б. Психология конфликтного поведения//Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т.30. – С. 263-266.

2. Розин В. М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. – М., 1990. – С. 31.

3. [электронный ресурс] http://www.realisti.ru/main/family?id=500#ixzz4QkaWSPDv (дата обращения 29.11.2016)

Просмотров работы: 623