ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузьмина М.М. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для будущего учителя данная тема представляет особый интерес, поскольку деятельность, это вид активности целью которой является формирование и развитие ребенка, в то же время это одна из форм проявления человеком своих способностей и предназначения в жизни. Цель работы заключается в изучении феномена деятельности и его видов.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [1, с.125]. Человек в деятельности формирует свои способности, строит общество. Если бы не человек не было бы материальной и духовной культуры, это все создает человек благодаря своей деятельности. Все историческое развитие связано с деятельностью.

Сегодня мы, современные люди, мало пользуемся природными материалами, потому что сейчас все заменено искусственными материалами. Если бы человечество всю жизнь пользовалось только природными материалами, они бы в скором времени закончились, но человек создал такие вещи благодаря деятельности и разуму. Деятельность связана с личностью человека и его сознанием. Человек как личность показывает себя в деятельности и деятельность является результатом и одновременно предпосылкой содержания его сознания.

При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них можно выделить общие компоненты. Это – цели, мотивация и задачи [2, с.86].

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных способностей организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны других людей. В качестве цели деятельности выступают её продукты. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.

Виды деятельности. Общение - это первый вид деятельности, который возникает, когда формируется индивидуальность. Когда ребенок начинает говорить развивается и его интеллект. Поэтому при рождении ребенка взрослый должен разговаривать, чтобы сформировалась речь и он смог вскоре нормально общаться с людьми. При общении происходит обмен информацией между людьми. Каждый день человек общается, каждый день узнает что-то новое. Благодаря этому устанавливает отношения с другими людьми, раскрывает свои чувства, может оказывать помощь, может влиять с учебно-воспитательной стороны. Ведь человек должен общаться, без общения он никто в этом мире. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации [1, с.131]. Вербальное общение - это общение словами, речью. Невербальное общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо языковой форме. Потребность к общению у человека связана с социальной природой человека. Благодаря этому человек смог выжить среди более сильных, чем человек, животных. Общение очень важно для человека не только, чтобы передавать важную информацию, но и получать.

Игра - это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта [1, с.131]. Игры имеют развлекательный характер, но не всегда. Иногда игры помогают человеку справиться с потребностями, которые не выполнимы вне игры. Выделяют несколько видов игры: сюжетные и предметные, групповые и индивидуальные, ролевые и игры с правилами. Сюжетные и предметные. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. В предметных играх уже используются разные предметы. Групповые и индивидуальные. Участниками групповых игр становятся несколько человек, индивидуальных – один человек.

Ролевые игры и игры с правилами. В ролевых играх у каждого человека своя роль, которую они воспроизводят. Игры с правилами регулируются предписаниями, которые должны соблюдать участники. Игры могут быть смешанными, т.е могут использоваться несколько типов и видов игр. Например, предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Игры играют важную роль в жизни человека. Благодаря играм ребенок в большой степени развивается. Для будущего учителя важно знать игры, цель которых должна заключаться в сплочении коллектива. Взрослые используют игры для эмоциональной разрядки и общения.

Учебная деятельность. Учение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков [1, с.132]. Учение может осуществляться в образовательных учреждениях, так и в форме самообразования. Для детей существенно учиться в образовательных учреждениях, это детские сады, школы. Школа готовит детей к взрослой жизни. Такое учение называется организованным. При школьном обучении меняются мотивы учения: от случайных, когда у младшего школьника появляется заинтересованность к обучению, к общественным, вытекаю­щим из чувства долга, - у старшеклассников. В первые несколько лет школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей или стать лучшим в классе. В средней школе может проявиться интерес к предметам. У школьника возникает чувство «любопытства» к наукам, появляется мотив при­обретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. К неорганизованному образованию относится самообразование. Такое учение является более подходящим для взрослых, у которых по сравнению с детьми, более развито волевое поведение.

Труд. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду образовалось общество, материальная и духовная культура. С трудом также связано создание орудий труда. Результатом труда являются развитие науки, техники, промышленности и творчества. В труде раскрываются способности человека, его характер и личность в целом. Работа ставит перед тружеником много проблем, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, работа помогает стимулировать познавательную активность личности, развивает у работающего знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в совре­менном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой общетехнической подготовки. Деятельность педагога отличается от других видов труда. Обычное для трудовой деятель­ности отношение субъект – объект выступает в обучении отно­шением субъект – субъект. В педагогическом труде сталкива­ются два вида деятельности: обучение – деятельность педагога по организации процесса передачи знаний и контролю за их усвоением и учение – деятельность обучающегося, связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.

Таким образом, изучив литературные источники по теме исследования, мы пришли к выводу, что все виды деятельности должны быть активно использованы учителем в своей педагогической миссии. Учителю, помимо общения и обучения, необходимо обращаться к игровым формам ведения уроков, особенно в младших классах, и на всех уровнях обучения акцентировать внимание учащихся на трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

Просмотров работы: 832